Антропологический форум. 2005. №2. Аннотации и ключевые слова


Форум: Исследователь и объект исследования 

Сергей Абашин, Левон Абрамян, Дмитрий Баранов, Татьяна Володина, Валентин Выдрин, Эльза Гучинова, Маргарита Жуйкова, Жанна Кормина, Владислав Кулемзин, Хироказу Миязаки, Сергей Неклюдов, Серафима Никитина, Михаил Родионов, Марк Стайнберг, Наталья Тучкова, Сергей Ушакин, Майкл Фишер, Нанси Шепер-Хьюз, Татьяна Щепанская

Обсуждаемая проблема непосредственно затрагивает само основание научного знания. В науке традиционно существует установка на объективность используемых данных, что понимается как возможность их подтверждения в аналогичном контексте. Вместе с тем, любой перевод фрагментов наблюдаемой исследователем действительности на язык принятых в науке символов будет «авторским». Осмысление отношений между субъектом (исследователем) и объектом (носителем информации) привело в антропологии к двум видам рефлексии. С одной стороны, отмечается роль носителя информации, который занимает активную позицию при репрезентации своей культуры. С другой стороны, привлекает внимание позиция исследователя как носителя определенных культурных стереотипов, научных концепций и дискурсивных стратегий. В результате антропологическое исследование можно представить как результат диалога, в который каждая из сторон вносит свои «поправки». В обсуждении приняли участие этнографы, историки, фольклористы, лингвисты, принадлежащие к разным поколениям и научным традициям.

Ключевые слова: объективность научного знания, субъект исследования, объект исследования, автоэтнография.

 

Исследования

Стивен Ловелл. Отдых в России: «свободное» время и его использование

Статья посвящена практикам городской повседневности в России в XIX столетии, главным образом осознанию идеи «досуга», «свободного времени» (времени, свободного от труда и службы), а также способам его структурирования. Возникновение «досуга» рассматривается в связи со сдвигом от феодальной структуры общества к возникающей буржуазной модели.

Ключевые слова: социология практик, история повседневности XIX в., социальное время, городская культура.

 

Юрий Березкин. Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни

В статье дан обзор представлений о собаке как проводнике душ в мир мертвых, страже или хозяине этого мира, распространенных в Старом и Новом Свете. Время доместикации собаки в Евразии лишь ненамного предшествует времени заселения Америки, а все американские домашние собаки генетически восходят к евразийскому волку, поэтому ареал представлений о «загробной собаке» может отражать определенные миграционные эпизоды, связанные с проникновением человека в Новый Свет. В Америке эти представления в основном характерны для Аляски, востока США и Канады и для Нуклеарной Америки (Мексика — Перу). Мотив часто сочетается с мотивом рек крови, слез и т.п., отделяющих мир людей от иного мира. В Америке данный комплекс представлений имеет сибирские, а не восточноазиатские корни. Меланезийский ареал «загробной собаки» с евразийско-американским явным образом не связан.

Ключевые слова: заселение Америки, доместикации собаки, представления о загробном мире в традиционных культурах.

 

Дмитрий Баранов. Образы вещей (о некоторых принципах семантизации)

В статье анализируются механизмы семантизации «природных» свойств вещи в культуре, связь практического и символического аспектов ее бытования. Широкие возможности для реконструкции процесса превращения предмета в образ предоставляют ритуал и загадка, обнаруживающие избирательность признаков, через которые идентифицируется вещь. Сквозь призму обряда и загадки автор рассматривает примеры формирования семантики и ритуальных функций предметов печной утвари.

Ключевые слова: образ вещи, семантизация, ритуальные функции, загадка, фольклор, обряд.

 

Севир Чернецов. Эфиопская магическая литература

Статья посвящена эфиопским рукописным амулетам, или «магическим свиткам», их происхождению и бытованию в христианской традиции Эфиопии. Тексты эфиопских амулетов представляют собой письменные заговоры; сопоставление их с другими произведениями магической литературы, евангельскими сюжетами и апокрифическими сказаниями позволяет предположить, что они не возникли на местной почве с использованием евангельских сюжетов, а были заимствованы литературным путем с Ближнего Востока в первые века н.э. как часть христианской магической традиции.

Ключевые слова: эфиопская магическая литература, рукописные амулеты, письменные заговоры, христианская магия.

 

Николай Вахтин. Тихоокеанская экспедиция Джесупа и ее русские участники

Статья посвящена истории Джесуповской экспедиции, ее подготовке, идеям и планам изучения коренного населения Крайнего Севера. Изложение основывается на архивных материалах, прежде всего — на собрании писем участников и организаторов экспедиции друг к другу. Специальное внимание автор уделяет малоизученной российской части истории экспедиции и ее ключевым фигурам — В.И. Иохельсону, В.Г. Богоразу и Л.Я. Штернбергу.

Ключевые слова: Джесуповская экспедиция, Франц Боас, Иохельсон, Богораз, Штернберг, североведение, этнография, фольклористика и лингвистика коренного населения Сибири.

 

Зеленинские чтения (материалы конференции)

Александр Лярский. «Школьные суеверия» кон. XIX - нач. ХХ вв.: взгляд взрослых

Статья вводит новые источники по истории школьного фольклора конца XIX — начала ХХ в. В ней содержится информация о приметах, гадательных и магических ритуалах русских школьников, описание того, как эти явления интерпретировались взрослыми исследователями и мемуаристами, а также анализ некоторых особенностей взаимодействия между условными «миром взрослых» и «миром детей» в указанный период.

Ключевые слова: русский школьный фольклор, школьные приметы, школьные гадания.

 

Инна Веселова. Тряпичная парадигма, или «В рипках родились, в рипках жили, в рипках и помрем

Объектом исследования стали редко попадавшие в поле зрения антропологов «рипки», или тряпки, — текстильные куски различные по форме, размеру и, главное, степени старости. В статье на материале Фольклорного архива филологического факультета СПбГУ (Вологодской собрание) выстраиваются семантические и функциональные связи этого то невзрачного, то, наоборот, яркого атрибута (рипки, ляпаки, ленты, лоскуты, носовые платки, старый текстиль). Парадигму рассматриваемого атрибута представляет набор стереотипных ситуаций, в которых проявляются синтагматические, семантические и прагматические возможности вещи. В результате анализа обрядов, практик и нарративов, в которых происходят манипуляции с данным атрибутом или присутствуют упоминания о нем, выстроены метонимическая и метафорическая парадигмы.

Ключевые слова: парадигма атрибута, синтагматическая, семантическая, прагматическая валентность атрибута, стереотипные ситуации, ежедневные практики, обряды, нарративы, дейктические координаты (пространственно-временные), социальные характеристики — статические и динамические, субъект / субъекты действия, объект / объекты действия.

 

Елена Лярская. Женские запреты и комплекс представлений о нечистоте у ненцев

В статье, написанной на основе анализа этнографической литературы и собственных полевых материалов автора, поднимается вопрос о месте существующих в ненецкой культуре запретов, регламентирующих поведение женщин. Автор доказывает, что данные запреты следует рассматривать не отдельно, а как часть единого комплекса представлений о «нечистоте» (сямэй), занимающего одно из центральных мест в ненецкой культуре.

Ключевые слова: ненцы, ненецкая культура, представления о нечистоте, женские запреты.

 

Изалий Земцовский. Жанрово-исполнительские «дубли» русского эпоса

Статья посвящена применению концепции «жанровых дублей» к изучению русского эпоса. Автор выделяет три уровня эпического сознания и три исходные жанрово-испольнительские версии: дружинно-княжескую, скоморошью и фольклорную; песенное наследие Кирши Данилова представляет собой четвертую, «олицетворенную (или персонифицированную)» версию. Исходя из этого и учитывая известные формы русских эпических песен, можно предположить существование четырех основных жанрово-исполнительских дублей русского эпоса. Автор показывает, что концепция жанровых дублей позволяет по-новому охарактеризовать систему эпических жанров в целом, включая их поэтику.

Ключевые слова: русский эпос, северная русская былина, Кирша Данилов, концепция «жанровых дублей».

 

Экспедиции

Мария Ахметова, Михаил Лурье. Материалы бологовских экспедиций 2004 г.

В статье публикуются материалы межвузовских экспедиций, проходивших в г. Бологое Тверской обл.: рассказы о происхождении названия города и локальной норме его склонения, о градообразующем предприятии — железной дороге, о важных для культурной памяти бологовцев исторических событиях (пожар 1913 г., железнодорожная катастрофа 1988 г.).

Ключевые слова: фольклор, антропология, локальный текст, антропология города, топонимика, предания, устная история.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна