Антропологический форум. 2006. №5. Аннотации и ключевые слова


Форум: Этические проблемы полевых исследований  

Сергей Абашин, Дмитрий Арзютов, Мария Ахметова, Ольга Бойцова, Елена Боряк, Александра Брицына, Маркус Бэнкс, Зинаида Васильева, Виктор Воронков, Наталья Галеткина, Брюс Грант, Эльза-Баир Гучинова, Наталья Дранникова, Владимир Ильин, Катриона Келли, Жанна Кормина, Михаил Лурье, Лариса Павлинская, Ирина Разумова, Дональд Дж. Ралей, Александра Симановская, Амрит Сринивасан, Никита Ушаков, Елена Чикадзе, Нона Шахназарян, Брайан Швеглер

В последнее время появляется все больше поводов говорить о непростых отношениях между научной и этической позициями исследователей, работающих в «поле». Перед каждым ученым, имеющим дело с информантами, возникают вопросы, относящиеся к области этики научного исследования. Во многих странах разработаны корпоративные соглашения по этике научных исследований. Разумеется, никакое соглашение не может регламентировать более тонкие коллизии, которые возникают в полевых исследованиях. Участники дискуссии обсуждают конкретные сложности и проблемы, с которыми встречаются исследователи, проводящие полевую работу и публикующие ее результаты. Главный вопрос: где проходит грань «дозволенного» для науки? Что, в конечном счете, для нас важнее — соблюдение этических требований по отношению к информантам или выявление и сохранение информации?

Ключевые слова: полевые исследования, научная этика.

 

Исследования

Джейн Зависка. Этика полевой работы в этнографии

Статья посвящена этике антропологических исследований. Подробно обсуждается институциональный этический контроль в антропологических исследованиях западных стран (система этических комиссий), а также этические проблемы, с которыми сталкивается антрополог в процессе полевой работы.

Ключевые слова: антропология, этнография, этика, институции, полевые исследования.

 

Константин Шаров. Проблема классификации этнического национализма

В статье представлен авторский подход к проблеме классификации национализма, который в качестве основополагающего принципа разграничения имеет различие уровней восприятия национализма представителями той или иной социальной группы. В этом ракурсе национализм рассматривается как миф, как теория и идеология, как политическая доктрина и практика, как причина формирования наций и как защитный барьер наций.

Ключевые слова: гражданский и этнический национализм, национальный миф, националистические теории, политический национализм.

 

Анна Кушкова. Посрамление за воровство в системе обычно-правового судопроизводства российских крестьян второй половины XIX – начала ХХ вв.

Основываясь на функциональном подходе к интерпретации понятия «обычное право», автор описывает одну из групп так называемых «посрамительных», или «позорящих» наказаний в крестьянской культуре второй половины XIX — начала XX в. Данный тип наказаний применялся в случае нарушений в сфере собственности и нравственности и включал все основные элементы обычно-правовой системы: юридические представления, институции и практики. В основной части работы анализируются наиболее характерные семиотические аспекты позорящих наказаний за воровство (акциональный, звуковой, вестиментарный коды); особенность одновременного выявления и наказания преступления, а также метонимический принцип, лежащий в основе подобного механизма; особое сочетание конфликтности и карнавальности этого типа наказания; его основные функции. Выдвигается гипотеза о репутации как о категории народного правосознания и проводится ряд сравнений с западноевропейским ритуалом «шаривари» (напр., создание «ритуального двойника», применение физической силы в процессе наказания, гендерные различия в посрамительных ритуалах и пр.). Делается предварительный вывод о частичном несовпадении обычно-правовых сфер в русской крестьянской и западноевропейской культурах.

Ключевые слова: обычное право, семиотика, репутация, шаривари, посрамительные наказания. национализм.

 

Елена Лярская. «У них же все не как у людей…»: Некоторые стереотипные представления педагогов Ямало-Ненецкого округа о тундровиках

В статье, написанной на основе полевых материалов автора, рассматриваются некоторые стереотипные представления «приезжих» учителей школ-интернатов Ямала об их учениках-тундровиках. В работе показывается, что учащиеся часто виделись педагогам носителями «дикой» и «примитивной» культуры, и анализируется комплекс символических мер, применявшийся учителями для преодоления этой «дикости».

Ключевые слова: Ямал, школы-интернаты, стереотипы учителей, символические действия, направленные на освоение чужого.

 

Пенглин Ванг. Графические метафоры состояний шамана в петроглифах и концептуализация шаманизма с помощью чисел

Статья посвящена реконструкции космологических представлений на основе наскальных изображений шаманов. Автор устанавливает соответствия между космологией, представлениями шаманов и символикой чисел.

Ключевые слова: антропология, шаманизм, петрография, нумерология, архаические космологические представления.

 

Светлана Рыжакова. Тиста-бури пуджа и песни туккха в религиозной культуре раджабанси

Статья посвящена двум традиционным формам религиозной культуры этнического сообщества раджбанси Северной Бенгалии и Западного Ассама (Индия) — весеннему календарному празднику, в центре которого находится почитание богини реки Тиста (Тиста-бури пуджа), и исполнительской вокальной традиции (туккха). Не будучи связанными между собой непосредственно, они обнаруживают ряд близких мировоззренческих черт, проявляющиеся в символической образности и в целом определяющие их принадлежность к тантрическому мировоззрению и связанной с ним обрядовой практике.

Ключевые слова: народная религиозность, индология, тантризм, календарные праздники, народные формы исполнительской культуры.

 

Оксфордская конференция о поколениях 

Алессандро Портелли. Поколения в Генуе, июль 2001 г.

Работа посвящена жестокому разгону полицией манифестаций антиглобалистов в Генуе в 2001 г. Основной проблемой исследования является анализ того, как выстраивается межгенерационная солидарность (прежде всего, эмоциональные и экзистенциальные аспекты межпоколенческих связей) в современном европейском обществе.

Ключевые слова: социология, теория поколений, современная Европа, межпоколенческие взаимоотношения.

 

Илья Утехин. Устные рассказы о блокадном опыте: свидетельства разных поколений

В статье анализируются повторяющиеся мотивы в устных рассказах о блокадном опыте, собранных в рамках проекта Центра устной истории Европейского университета в Санкт-Петербурге. Рассматриваются функции тех мотивов, которые выступают в качестве структурирующих принципов рассказов (счастливая случайность, божий промысел, жизнь как нечто большее, чем физическое выживание, голод, блокада глазами ребенка, отражение блокадного опыта в сегодняшней жизни). Показана разница в построении рассказов представителями поколения тех, кто пережил блокаду в детстве, и тех, кто к началу войны уже вошел во взрослую жизнь.

Ключевые слова: устная история, биографические рассказы, нарратив, анализ дискурса, блокада, травматический опыт.

 

Александра Пиир. Для чего нужен двор? (Возрастные сообщества ленинградских дворов)

Статья посвящена одному из аспектов ленинградского дворового быта 1920–1950-х гг. — формам освоения двора различными поколениями и возрастными группами. В этот период изменяется социальный контекст и формируются новые представления о городском дворе, что приводит к активизации дворовой жизни и постепенному переходу этого пространства из сферы взрослой хозяйственной деятельности в сферу детского досуга, которая стала определяющей для жизни городских дворов с 1960-х гг.

Ключевые слова: ленинградский двор, возрастные группы, дети, подростки, дворовые сообщества, хозяйственная деятельность, досуг, дровяные сараи, доминошники, дворник, благоустройство.

 

Хилари Пилкингтон. «Чем больше это обсуждается, тем больше к этому влечет»: размышления о дискурсивном порождении поколенческого опыта

Статья фокусируется на том, как концептуализируется такой социологический конструкт, как «поколение». Автор выбирает в качестве материала первое постсоветское поколение, а в качестве основной проблемы — дискурсивное формирование представления о его якобы тотальной наркозависимости в качестве характерной черты данной генерации.

Ключевые слова: социология, теория дискурсивности, концепт поколения.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна