Антропологический форум. 2007. №6. Аннотации и ключевые слова


Форум: Этнографические музеи сегодня

Владимир Арсеньев, Антон Астапович, Дмитрий Баранов, Жермен Вьят, Мирелла Дечева, Владимир Дмитриев, Франсис Конт, Эйя-Майя Котилайнен, Юлия Купина, Олег Лысенко, Игорь Мельников, Рипсиме Пикичян, Анна Сиим, Етта Сэндал, Валентина Узунова, Юрий Чистов, Анна Шмид, Стивен Энгелсман

Этнографические музеи находятся сейчас в непростой ситуации. Их коллекции всегда служили двоякой цели: выставлялись для посетителей, которые интересовались культурным прошлым разных народов, и являлись важнейшим источником для исследователей этих культур. Сейчас интересы исследователей переместились из прошлого в настоящее, а посетители имеют гораздо больше других возможностей познакомиться с интересующими их культурами. Не случайно все чаще и в самых разных контекстах возникает тема кризиса музейного дела. Участники дискуссии обсуждают вопросы о новых формах и способах привлечения посетителей, ожиданиях посетителей, новых принципах экспонирования коллекций и будущем этнографических музеев.

Ключевые слова: этнографические музеи, этнографические экспозиции, этнографические выставки, этнографические коллекции.

 

Исследования

Дмитрий Захарьин. Коллективное очищение в России. Антропологические и социально-исторические аспекты

Автор исследует историю западноевропейских и российских обрядов очищения в сравнительной перспективе. Он начинает с предпосылки о существовании культурно укорененных связей между идеями порока, заразы и загрязнения. Он переходит к социальному значению обрядов очищения. Исполняя эти обряды, новички стирают следы внешнего мира ради интеграции в чужое сообщество. Некоторые из этих обрядов были очень важны для воспроизводства российских политических элит. Анализ «банной дружбы» между российскими и западноевропейскими (Иван Грозный и Годунов, Сталин и Киров, Хрущев и Кекконен, Коль и Ельцин, Ельцин и Хазбулатов, Путин и Шредер и др.) политиками занимает центральное место в исследовании.

Ключевые слова: культурная антропология, коллективные представления, публичная и детская гигиена, моральная чистота, сифилис, информационный мусор, коллективное очищение, «банная дружба».

 

Александр Мануйлов. Практики приватности в южно-российском селе (кейс-стади)

Статья посвящена категории «приватного / публичного» и ее реализации в повседневной жизни села Краснодарского края. Автор подробно останавливается на специфике полевой работы, коммуникативных ситуациях, в которые вовлечены сельские жители, синтагматике и парадигматике приватности. Приводимые примеры показывают, что для большинства сфер сельской повседневной жизни характерна приватизация публичности.

Ключевые слова: социология и антропология села, повседневность, коммуникативные практики, приватное / публичное.

 

Аадо Линтроп. О горделивом корабле «Петропавловск», предвестнике революции

Статья представляет своего рода исторический комментарий к эстонской фольклорной песне «Этот похабный, поганый закон Российского государства», которая описывает события русско-японской войны и стала вновь популярна в конце 1980-х гг., во время «поющей революции». Автор сравнивает «военные» и «революционные» варианты песни и подробно останавливается на историческом контексте — упоминаемых в них военных действиях и ключевых фигурах — и его отражении в газетных репортажах с мест событий.

Ключевые слова: эстонский песенный фольклор, Русско-японская война, Порт-Артур.

 

Михаил Алексеевский. Мотив оживления покойника в севернорусских поминальных причитаниях: текст и обрядовый контекст

Статья посвящена мотиву оживления покойника в поминальных причитаниях Русского Севера. Анализ этого широко распространенного, крайне устойчивого мотива в контексте прагматики похоронно-поминального ритуала позволяет опровергнуть сложившееся в науке мнение о его эмоционально-риторическом характере. Автор делает вывод о том, что использование этого мотива в поминальных причитаниях является элементом вербальной магии, направленной на то, чтобы обеспечить двустороннюю коммуникацию между миром живых и миром мертвых. Призвав покойника «ожить», вопленица может рассказать ему о своих бедах, попросить помощи, пригласить на поминальную трапезу, чтобы задобрить. В то же время этот «призыв» осмысляется традицией как потенциально опасный, поэтому, чтобы покойник, к которому обращаются в плаче, не стал представлять угрозу для живых, причитание с мотивом оживления заканчивается обязательной формулой невозможного, декларирующей невозможность возвращения умершего.

Ключевые слова: обрядовая культура, обрядовый фольклор, причитания, похоронные обряды, русские, гость, формула невозможного, народная магия, свадебные обряды, сирота, Русский Север, ритуал, покойник, застолье, обрядовая пища, вербальная магия, запреты, заклинания.

 

Валерия Колосова. Ятрышник

В статье анализируются народные легенды и поверья, связанные с одним из наиболее мифологизированных растений в традиционной славянской культуре. Предпринята попытка связать эти поверья, а также обрядовые практики и диалектные названия ятрышников на славяноязычной территории с внешним видом растений и проследить пути осмысления и семиотизации его признаков в народном мышлении.

Ключевые слова: этноботаника, ятрышник, признак, фольклор, народная медицина, магия, фитонимы.

 

Михаил Лурье. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое

Статья посвящена «садистским стишкам» — одному из самых поздних и самых популярных жанров подросткового поэтического фольклора XX в. Тексты стишков рассмотрены в контексте сюжетов позднесоветской бытовой мифологии и произведений других жанров городского фольклора той эпохи, как детского, так и взрослого (анекдотов, песен-переделок и др.). Анализ позволяет сделать вывод, что специфику жанра садистского стишка определяют не политический подтекст и протестное звучание (что является общим местом в исследованиях) и даже не сам по себе «черный юмор», к которому активно обращаются и другие жанры детского фольклора. В статье высказана идея, что секрет популярности садистских стишков следует искать в сфере поэтики, в особой жанровой модели организации текста на всех уровнях: композиционном, синтаксическом, лексическом, ритмическом и др.

Ключевые слова: советский городской фольклор, детский фольклор, садистский стишок, жанр, поэтика.

 

Музей

Ольга Фишман, Наталья Ивановская. Взаимные стереотипы: из опыта международного выставочного проекта

Материал посвящен выставке «Россия-Норвегия. Сквозь века и границы», проходившей в 2004 г. в Норвежском народном музее в Осло и в 2005 г. в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, и освещает основные моменты истории российско-норвежских отношений. Организаторы выставки поставили задачу продемонстрировать и преодолеть взаимные клише и стереотипы в представлениях друг о друге и найти способы их научного осмысления и визуального отображения, но столкнулись с фактом чрезвычайной устойчивости взаимных стереотипов у самих разработчиков выставки. Однако опыт совместной работы, так же как и полученный в ходе ее материал, внесли определенный вклад в изучение природы и состояния взаимных стереотипов у современных норвежцев и русских.

Ключевые слова: этнические стереотипы, международный выставочный проект, Норвегия, Россия, российско-норвежские отношения.

 

Материалы полевых исследований

Алексей Конкка. Материалы по календарной мифологии и календарной обрядности сямозерских карел

В статье представлено собрание ранее не публиковавшихся полевых записей и архивных сведений (Фольклорный архив Финского литературного общества) периода 1920–1980-х гг.: редкие материалы по зимним Святкам, обрядам повышения девичьей «славутности», летним праздникам, связанным с жертвоприношениями животных. Учитывая особое место, которое занимают в календарной мифологии карел представления о Сюндю, не имеющие аналогов у соседних народов, им посвящается вступительный раздел «Великий Сюндю: святочный дух с ликом Спасителя».

Ключевые слова: фольклор и этнография карел, календарные обряды, святочная обрядность, терминология, мифологические персонажи, сравнительная мифология, обряды «повышения славутности» (lemmennosto), жертвоприношения животных.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна