Антропологический форум. 2009. №11. Аннотации и ключевые слова


Форум: Поколения в науке

Михаил Алексеевский, Сергей Арутюнов, Энди Байфорд, Ольга Бойцова, Наталия Демина, Варвара Добровольская, Борис Докторов, Леокадия Дробижева, Татьяна Золотова, Лев Клейн, Кристоф Конрад, Стивен Ловелл, Мэри Макоули, Денис Паперно, Елена Перехвальская, Ирина Разумова, Нина Сумбатова, Борис Фирсов, Шейла Фитцпатрик, Ревекка Фрумкина, Татьяна Черниговская

В российской науке последних десятилетий проблема преемственности (точнее, рассогласования) поколений стала особенно острой. Научные предпочтения, знаковые имена и другие ориентиры мало совпадают у молодого и старших поколений. Участники форума отвечают на вопросы редколлегии о поколениях в науке.

Ключевые слова: поколения.

 

Исследования

Дмитрий Захарьин. От звукового ландшафта к звуковому дизайну

Отталкиваясь от концепций звукового ландшафта (Murray Schafer) и акустического сообщества (Barry Truax), автор анализирует систему прямых и обратных взаимодействий между советским обществом и его звуковым окружением. В качестве ведущей теоретической посылки выбрана идея существования в памяти специальных опознавательных структур, которые используют слушатели для толкования значения окружающих звуков. Применяя механические и электронные медиа для воздействия на массовую аудиторию, режиссеры звука ограничены в выборе материала, составляющего основу звукового дизайна. Громкость, частота, тембр и продолжительность звука не могут быть определены произвольно, но лишь в соответствии с коллективными запросами и привычками слушающего сообщества. Наиболее подробно в статье обсуждаются звуковая политика и религиозная символика звука в раннем советском обществе. В фокусе исследования — коммуникативное значение индустриального шума, сигналов опасности (сирены), сигналов социальной интеграции (аплодисменты, колокола) и т.д., а также роль этих сигналов в проектах раннего звукового кино.

Ключевые слова: звуковой ландшафт, акустическое сообщество, звуковой фильм, звуковой дизайн, звуковые символы, сигналы опасности, сигналы социальной интеграции, аплодисменты, индустриальный шум, сирены, колокола.

 

Татьяна Букина. «Высокая классика» в бытовом пространстве культуры: технологии адаптации (вагнеровская традиция в Петербурге рубежа XIX–XX вв.)

Работа посвящена ситуации российского вагнерианства Серебряного века, ставшей одной из ярких страниц в художественной жизни Петербурга рубежа XIX–ХХ столетий. В отличие от традиционного в отечественном и зарубежном музыкознании подхода к вагнерианству в России как явлению преимущественно элитарной культуры, связанному с триумфальными постановками в Мариинском театре и инициировавшему целый ряд творческих новаций, объектом исследования в данной статье стали массовые рецепции искусства Вагнера и роль иных источников в распространении его музыки (нотных изданий, грамзаписей, концертов, спектаклей в общедоступных театрах), которые позволяли адаптировать экзотичное «искусство будущего» достаточно широким кругам публики. Материалом исследования послужили архивные и справочные документы — концертные программы, рецензии, «путеводители» по операм Вагнера, дореволюционные звукозаписи и нотные публикации, фотографии со спектаклей и пр.

Ключевые слова: вагнерианство в России, русская культура Серебряного века, художественная рецепция.

 

Светлана Рыжакова. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реферировании прошлого

Статья посвящена феномену национальной истории как особой формы повествования, выраженного в профессиональной историографии, а также реализуемого с помощью разнообразных культурных механизмов и институтов «памяти»: движений и групп исторической реконструкции, музеев, театра, праздничных действ, художественной литературы и повседневности. Подробно анализируется латышский пример формирования образов «прошлого» и реферирования к ним. Особенное внимание обращено на образы «славного прошлого», «латышской древности», а также «XIII в.» как одни из важнейших элементов создания национального культурного наследия.

Ключевые слова: национальная история, этнокультурная идентичность, историческая и культурная память.

 

Михаил Алексеевский, Михаил Лурье, Анна Сенькина. Легенда о памятнике Гоголю в Могилеве-Подольском: опыт комментария к фрагменту локального текста

В статье предлагается развернутый анализ рассказов, связанных с памятником Н.В. Гоголю в городе Могилеве-Подольском (Украина, Винницкая область), которые были зафиксированы в ходе экспедиций в 2007–2008 гг. Рассматриваемый сюжет является значимым элементом локального текста Могилева-Подольского и бытует не только в виде устных рассказов горожан, но и в форме статей в местных газетах и краеведческой литературе.

Ключевые слова: антропология города, локальный текст, городской фольклор, краеведение, нарратив, сюжет, памятник.

 

Зеленинские чтения

Ольга Минкина. Коза и депутаты: «еврейская политика» конца XVIII – начала XIX в. в фольклоре «черты оседлости»

Работа посвящена записанным в начале XX в. еврейским историческим преданиям о еврейских представителях при российской власти в конце XVIII — начале XIX в. Различные деятели «еврейской политики» того времени наделяются в преданиях сходными характеристиками, восходящими к библейскому образу Мордехая. Модернизационные изменения в еврейском обществе — переход еврейских общин под власть Российской империи и взаимодействие еврейских лидеров с российской властью — осмысляется позднейшим фольклором в рамках старых архетипов.

Ключевые слова: Российская империя, еврейская политика, исторические предания, книга Есфирь, пародия.

 

Гаяне Шагоян. Мемориализация землетрясения в Гюмри

Статья посвящена проблеме мемориализации разрушительного землетрясения, которое произошло в Армении 7 декабря 1988 г. и унесло жизнь около 25 000 человек, полностью или частично разрушив города Спитак, Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор). Мы предлагаем обсудить проблему запоминания и/или забвения землетрясения на примере Гюмри в контексте соотношения двух типов памяти, используя терминологию Я. Ассмана (2004), памяти коммуникативной и культурной, иначе — живой, повседневной (устных рассказов, ритуалов поминовения, предметной памяти), и памяти официальной, монументальной, канонизировавшей культурный текст об этом событии. Как пример официальной мемориализации землетрясения рассматривается модель памятника его жертвам, которая во многом ориентирована на уже существующую схему вспоминания (ср. коммеморации) геноцида армян 1915 г. Память о геноциде часто рассматривается в контексте восстановления исторической справедливости, тогда как в случае землетрясения вопрос о моральной стороне события приводит к рационализации памяти как коллективной (выделяются «уроки» трагедии), так и индивидуальной, ищущей пути забвения или трансформации, «охлаждения» травмы (запоминание позитивных событий тех дней, их переосмысление, например отмечание его как день второго рождения). Одной из форм «охлаждения» является перевод внимания с эмоциональных деталей к «статистике землетрясения», гуманитарной помощи и т.д. Однако «холодная статистика» и «голые цифры» в свою очередь могут быть распределены по шкале «потепления» или «охлаждения». В числе символов землетрясения особое место занимает циферблат с указанием момента землетрясения — 11:41, ставшего обязательным составляющим «твердой памяти». В качестве трудно поддающихся для «отвердевания» звуковой памяти о землетрясении современный городской дискурс помимо курантов и колоколов выделяет рабочий гудок, некоторые популярные мелодии, «геологический звук» землетрясения и, наконец, людские голоса и стоны. В качестве памятных мест выделяются места руин общественных зданий, особенно школ. Поврежденный храм Всеспасителя становится символом города, а его реконструкция — символом возрождения Гюмри. Многочисленные памятники малых форм не выполняют функции общего места памяти о трагедии. На такую роль претендует проект нового мемориала, который, будучи творением свидетеля трагедии, репрезентирует множество элементов памяти — не только культурной, но и коммуникативной.

Ключевые слова: землетрясение, память.

 

Павел Куприянов, Людмила Садовникова. Место памяти в памяти местных: культурные смыслы городского пространства (по материалам интервью жителей московского Зарядья)

Статья посвящена проблеме взаимодействия пространства и памяти. На примере старейшего московского района Зарядье прослеживается трансформация культурных смыслов городского ландшафта. На основе материалов интервью с бывшими жителями района авторы анализируют восприятие и использование данного пространства в разные исторические периоды (середина XX в. и современность) и приходят к выводу, что культурный смысл ландшафта определяется, с одной стороны, его внешним обликом, а с другой — позицией наблюдателя, его социальной ролью и модусом видения.

Ключевые слова: пространство, память, воспоминание, культурный смысл, повседневность, Зарядье.

 

Анна Петрова. Частушка и садистский стишок: память жанра. Вербальное, виртуальное, визуальное

Распространение сети Интернет и «визуальный поворот» обусловили медиаморфозы двух популярных фольклорных жанров — частушки и садистского стишка. Главная тема хакерской частушки — знакомство и общение в интернете между полами: здесь высказывается предпочтение реальным отношениям перед виртуальными, а сам образ сети воспринимается негативно. Визуализируясь на экране, частушка начинает восприниматься как письменный текст: неполная перекрестная рифмовка (xaxa) сменяется полной парной (aabb), выравнивается слоговой состав строки. Садистский стишок, попав в сеть, оказался более устойчив и консервативен в своей формальной организации, превратив формульного «маленького мальчика» в «маленького юзера» и «маленького хакера», оставшегося один на один с ужасами техногенного виртуального мира. Актуальное искусство сегодня часто работает со старыми, узнаваемыми, «памятными» текстами. Художники — график Тамара Иванова и фотограф Серей Братков — наряду с графической визуализацией самого тела текста иконически визуализируют сюжеты частушек и садистских стишков.

Ключевые слова: частушка, садистский стишок, память жанра, фольклор, сетевой фольклор, народный стих, рифма, современное искусство, фотография, Тамара Иванова, Сергей Братков.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна