Антропологический форум. 2011. №14. Аннотации и ключевые слова


Форум: Научное знание в условиях Интернета

Андрей Алексеев, Игорь Алимов, Мария Ахметова, Юрий Березкин, Майкл Буравой, Иван Гринько, Катерина Губа, Анна Желнина, Татьяна Золотова, Наталья Ефимова, Владимир Ильин, Михаил Красиков, Роман Лейбов, Наталия Мазур, Дэвид МакФадьен, Михаил Матлин, Валентина Метальникова, Ирина Назарова, Елена Носенко-Штейн, Дарья Радченко, Эллен Руттен, Илья Утехин, Лариса Фиалкова

Этот форум посвящен обсуждению вопросов, связанных с особенностями функционирования научного знания в условиях интернета. Несмотря на множащиеся попытки разобраться в характере происходящих изменений, вопросы, касающиеся изменений в характере научного знания и его функционирования в новых условиях, остаются недостаточно отрефлексированными самим научным сообществом. Участники обсуждения отвечали на вопросы об интернете и научном знании.

Ключевые слова: интернет, научное знание.

 

Исследования

Виктор Шнирельман. Аркаим: археология, эзотерический туризм и национальная идея

Аркаим — это поселение бронзового века, расположенного на Южном Урале. Раскопки на Аркаиме ведутся с начала 1990-х гг. С этого времени, благодаря небывалому интересу со стороны как археологов, так и оккультных учителей, он стал центром новых религий и местом массового туризма и интенсивного паломничества для многих людей из разных регионов России. Автор обсуждает, каким образом новые религии, перемешанные с национальной идеей, используются в туристической индустрии в России. Также изучается амбивалентная роль археологии в современной России и ответственность археологов.

Ключевые слова: археология, Аркаим, новые религии, туризм, национализм.

 

Наталья Пушкарева. Libido academica (гендерный аспект просопографии академической жизни)

Данная публикация является частью большого проекта по изучению российского научного сообщества (в гендерном аспекте), осуществляемого под руководством ее автора. В статье представлены результаты просографического изучения академического сообщества в современной России. Эмпирической базой исследования стали автобиографии, воспоминания и неструктурированные интервью с представителями трех поколений женщин-ученых, затрагивающие историю их повседневной жизни, особенно детства и социализации.

Ключевые слова: женщины-ученые, история повседневной жизни, гендерная асимметрия, феминистские методы научного анализа.

 

Павел Варнавский. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии

В начале XXI в. перед бурятским буддизмом возникает новый вызов, связанный с усилением процессов глобализации, медленно, но верно втягивающих в свою орбиту все более обширные территории России. Цель данной работы — попытаться приложить к бурятскому буддизму ряд глобальных тенденций, характеризующих современные религиозные процессы. Как реагируют бурятский буддизм в целом и Бурятская традиционная сангха России в частности на переход в «состояние глобальности»? В работе показано, что, реагируя на глобализацию, буддизм способствует формированию «глокального» религиозно-культурного метанарратива, понятного и прозрачного для всего населения республики, что способствует сложению в ее границах полиэтничной общности. Одновременно логика развития бурятского буддизма позволяет сделать вывод о том, что его встраивание в глобальные тренды религиозности происходит скорее по необходимости и носит характер защитной адаптации, нежели является элементом поступательной стратегии развития буддийской конфессии в современных условиях.

Ключевые слова: традиционный буддизм, бурятская сангха, глобальная религиозность, конвертация символического капитала.

 

Татьяна Ластовка. Тунеядство в СССР (1961–1991): юридическая теория и социальная практика

Время правления Н.С. Хрущева принято интерпретировать — и у нас есть для этого очевидные основания — как время относительной (по сравнению с предшествующей порой) либерализации советского общества, получившей впоследствии поэтическое наименование «оттепели». На пике десталинизации указ 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни» и принятую на основании этого указа статью 209 УК РСФСР нельзя не счесть парадоксальными. В соответствии с этой статьей лица, по каким-либо причинам объявленные тунеядцами, приравнивались к уголовным преступникам. В работе рассматривается юридическая специфика и проблематика применения этой статьи на материалах приговоров Томского суда. Публицистически-пропагандистский пафос юридических документов обнаруживает также и культурно-антропологическую составляющую, имеющую непосредственное отношение не только к «базисным» (т.е. экономическим), но и к «надстроечным» (социально-психологическим и внешне репрезентативным) элементам советской идеологии. В данном случае нам хотелось бы подчеркнуть несколько обстоятельств, объясняющих принятие закона, применение которого даже по мнению советских юристов было затруднительным и непоследовательным.

Ключевые слова: уклонение от работы, тунеядство.

 

Цыпылма Дариева. Bозвращение на родину? Новые практики диаспорального движения

Реальный или символичный акт «возвращения» диаспоры на родину, несмотря на его определяющий момент в формировании диаспоральной идентичности, остается мало изучен в антропологии. Актуальные дискуссии об «увлечении диаспорой» и растущем значении термина «диаспора» в науке, средствах массовой информации и повседневной жизни затронули в основном процесс диаспоризации этнических групп или так называемые моменты «пробуждения диаспоры». Однако понятие «возвращения на родину» (homecoming), недавно описанное в литературе как «латентный» или «структурно незаметный» вид миграции, является значимой метафорой и мотивом современных форм мобильности в Евразии. В статье рассматриваются некоторые примеры такой мобильности, где прежде всего следует обратить внимание на меняющееся значение и разнообразие практик диаспоральных «возвращений». Путем сопоставления двух различных групп, российских немцев и армян США, в статье обсуждается трансформация концепции «возвращения». Автор предлагает заново определить соотношение между этнической «родиной» и «диаспорой», одной из платформ которых служит новый диаспоральный космополитизм.

Ключевые слова: диаспора, возвращение, транснациональные связи, Германия, Армения, национализм, космополитизм.

 

Мария Ахметова. Города-«родители» в фольклоре

В статье рассматриваются паремии, отсылающие к формулам, в которых термины родства употребляются по отношению к городам: мать городов русских (о Киеве), Москва-матушка (матушка-Москва), Одесса-мама и Ростов-папа (Одесса — мама, Ростов — папа). Данные паремии заявляют о «родственных отношениях» какого-либо города с указанными выше городами, что служит как его возвышению, так и принижению.

Ключевые слова: термины родства, паремии, топонимы, фольклор.

 

Варвара Добровольская. Щекотка: культурные смыслы и правила (по материалам Центральной России)

В статье рассматривается традиционное отношение к щекотке, которая является одним из тех физиологических процессов, которые воспринимаются в традиционной культуре как явления большой функциональной значимости. С одной стороны, щекотка считается средством спровоцировать негативные события, такие как болезни и смерть людей и скота. С другой стороны, она рассматривается как знак, предсказывающий некую угрозу для членов сельской общины. Щекотка может привлечь некоторых мифологических существ и заставить их вмешаться в жизни тех, кто щекочет или кого щекочут, или даже просто соседей последних. Негативная семантика щекотки является raison d’etre большого числа предписаний и норм поведения, которые имеют защитные и социально-коммуникативные функции.

Ключевые слова: фольклористика, культурная антропология, рецепты и инструкции, суеверия.

 

Татьяна Емельяненко. К особенностям традиционного костюма бухарских евреев: женские платья

В этнографической литературе утвердилось мнение, что традиционный костюм бухарских евреев не отличается от одежды таджиков долины и оседлых узбеков, среди которых евреи Центральной Азии проживали многие столетия. В статье рассматривается только один тип одежды — женский костюм, но его пример служит наглядным доказательством ошибочности распространенного суждения. Несмотря на очевидную схожесть c женскими костюмами соседних народов, одежда бухарских евреек отличалась по цвету, материалу, способу ношения и орнаментации, также как и использованию в различных возрастных и статусных группах. Эти и другие черты, отраженные в культурных традициях и мировосприятии, специфичны для данной этноконфессиональной группы Центральной Азии.

Ключевые слова: бухарские евреи, традиционный костюм, одежда евреев.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна