Антропологический форум. 2012. №16. Аннотации и ключевые слова


Форум: Антропология и социология

Дмитрий Арзютов, Сергей Арутюнов, Влада Баранова, Павел Белков, Эвелин Бингаман, Виктор Бочаров, Виктор Вахштайн, Борис Винер, Дмитрий Громов, Сьюзен Гэл, Себастьян Джоб, Вячеслав Иванов, Елена Осетрова, Константин Рангочев, Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова, Светлана Рыжакова, Александр Садовой, Михаил Соколов, Сергей Соколовский, Михаил Строганов, Кирилл Титаев, Ка-чонг Чой, Анатолий Ямсков

Этот «Форум» посвящен взаимоотношениям социологии и социальной (культурной) антропологии. Редколлегия обратилась к представителям обеих дисциплин с просьбой описать их различия.

Ключевые слова: социальные науки, социология, антропология, этнография, социальная антропология, культурная антропология, традиционная культура.

 

Обсуждение статьи Сергея Соколовского

Сергей Соколовский. Несколько историй про копирайт и культуру

Юрий Березкин, Майкл Браун, Лусеро Ибарра Рохас, Анастасия Ильченко, Ольга Мурашко, Джордж Николас, Димитрис Папаниколау, Надежда Печенина, Димитрис Плантзос, Мерилин Стратерн

Сергей Соколовский. Копирайт, индигенность и культурное наследие: о парадоксах либерализма и коммунитаризма в экономике, политике и праве

В статье рассматривается несколько кейсов, объединенных проблемой копирайта на явления традиционной культуры. После статьи идет обсуждение проблем традиционной культуры и фольклора как интеллектуальной собственности. Исследователи из разных стран приняли участие в дискуссии.

Ключевые слова: традиционная культура, фольклор, интеллектуальная собственность, авторское право, копирайт. ая культура. различия.

 

Исследования

Сергей Алымов. Понятие «пережиток» и советские социальные науки в 1950–1960-е гг.

Статья посвящена использованию понятия «пережиток» в советской идеологии и социальных науках 1950–1960-х гг. Это понятие, сформулированное классиками эволюционизма, приобрело в Советском Союзе крайне широкое толкование и обозначало практически все негативные явления, считавшиеся противоречащими социализму. Однако использование данного понятия привело к попыткам понять причины, по которым данные «пережитки» до сих пор не отмирают, вскрыть их социальные «корни». Автор прослеживает усилия в этом направлении, предпринимавшиеся философами, этнографами и социологами, и утверждает, что понятие «пережитка» играло центральную роль в возрождении эмпирических социальных исследований в Советском Союзе в 1950-е гг.

Ключевые слова: пережитки, советская этнография, советская социология, коммунистическое воспитание, социальная мысль периода «оттепели», история понятий.

 

Оксана Гайлит. Религия в «молодом» обществе: заметки о становлении советской повседневности

Статья посвящена формированию нового советского быта. Повседневная жизнь рассматривается как мир обычной культуры, который имеет стандартный набор вещей, ситуаций и действий, а также привычных и понятных способов объяснения и восприятия действительности. На советскую повседневность влияли различные факторы: секуляризация новой политики правительства, деурбанизация и маргинализация из-за войны и революции, изменения в возрастной и социальной структуре общества. Влияние таких противоречивых факторов привело к возрождению языческих и мистических тенденций в культуре, а также к трансформации религиозных представлений в квазирелигиозные.

Активное участие молодежи в этом процессе стало одним из ключевых факторов формирования советского общества. Первое поколение советской молодежи стало носителем и переводчиком новых ценностей и идеалов, которые были свободны от религии. Тем не менее, отрицание религиозных верований было результатом не мировоззрения, но социально-политического выбора. Отрицая религию в надежде на социальный и карьерный рост, эти люди имели крестьянский габитус. Элементы религиозного мировоззрения, в первую очередь следование архаичным ритуальным практикам, а в более зрелом возрасте — православным обрядам, были привнесены в атеистическую повседневную жизнь.

Ключевые слова: религия, религиозное сознание, советское общество, повседневная жизнь, молодежь. иода «оттепели», история понятий.

 

Дарья Димке. Советские детские игры: между утопией и реальностью

Присущие разным обществам представления о ребенке и детстве отражаются в детских играх, как в тех, которые взрослые считают подходящими для детей, так и в тех, которые дети придумывают для себя сами. В статье рассматриваются детские игры, специфичные для советской системы социализации 1960-х гг., которые были связанны с физическим трудом, техниками внутреннего контроля детского коллектива и представлениями об идеальном обществе. В статье делается попытка разобраться в специфике этих игр, показать, как особое представление о детстве, характерное для советской культуры начала 1960-х гг., трансформировалось внутри конкретного пласта детской культуры. Советское детство и советские детские игры рассматриваются как особого рода феномены, свойственные «утопическим сообществам». Эмпирическим материалом для статьи стали интервью, взятые у участников Коммуны юных фрунзенцев — школы пионерского актива, существовавшей в начале 1960-х гг. в Ленинграде.

Ключевые слова: детство в СССР, 1960-е гг., представления о детстве, утопия, культурная память, детские игры.

 

Анастасия Ильченко, Александр Панченко. «Куда вы, шлюхи?»: герои современных анекдотов и миграция фольклорных сюжетов

Одна из проблем, с которой нередко сталкиваются фольклористы, занимающиеся исследованием современных анекдотических циклов, касается соотношения изучаемых сюжетов и их персонажей. До недавнего времени специалисты уделяли излишнее внимание функциональной и художественной специфике анекдотических героев в ущерб компаративному анализу соответствующих сюжетов. В публикуемой статье рассматривается история миграции и семантических трансформаций международного анекдотического сюжета, существующего в современной русской культуре в двух версиях, которые мы предлагаем называть «Поезд на Одессу» и «Куда вы, шлюхи?». По всей видимости, этот сюжет первоначально сформировался в англо-американской культуре в качестве реакции «коллективного бессознательного» на феминистское движение и борьбу за социальное равноправие женщин. В русской культуре он перемещается в сферу школьного / подросткового фольклора и вследствие этого лишается своих «взрослых» коннотаций. Речь, таким образом, идет о частичной «ресемантизации» сюжета — явлении, которое зачастую сопутствует миграции литературных и фольклорных текстов.

Ключевые слова: современный анекдот, миграция фольклорных сюжетов, студенческий фольклор, школьный фольклор, проективная инверсия, феминистское движение.

 

Материалы семинара «Советские традиции»

Дмитрий Баранов. «Приручение» традиции: включение понятия традиции в нарратив о советском народе (по материалам ГМЭ народов СССР)

Статья основана на анализе музейных экспонатов из ГМЭ народов СССР с пометкой «традиционный». Автор прослеживает, каким образом концепция традиции была включена в нарративы в 1950–1960-е гг., когда она проблематизируется.

Ключевые слова: советский народ, традиции, этнография, ГМЭ народов СССР.

 

Константин Богданов. Советское шампанское: праздничная история

Статья посвящена истории «Советского шампанского». Она рассматривается на широком фоне политической истории СССР.

Ключевые слова: Советское шампанское, советская история.

 

Виктория Донован. «Идя назад, шагаем вперед»: краеведческие музеи и создание местной памяти в Северо-Западном регионе. 1956–1981

Автор рассматривает создание региональных краеведческих музеев в послесталинское время на основании изучения Северо-Запада России, в частности Новгорода, Пскова, Вологды. Эти города были населенными пунктами с конкретными историческими ассоциациями в русской культуре, что было подчеркнуто, переосмыслено, проигнорировано или оспорено в связи с их соответствием видению национальной истории, одобренному Советским государством.

В то же время участки локальной памяти были созданы в соответствии с центральными принципами послесталинский идеологии: преобразующая модернизация, улучшение материального благосостояния советского народа и демократическое правление были последовательно важными темами в любой презентации местной реальности. Возрождение интереса к местному прошлому породило вопросы общества к утвержденным историческим повествованиям и выражениям патриотизма, которые значительно отошли от консервативного и презентистского понимания местной идентичности в официальном дискурсе.

Ключевые слова: краеведение, краеведческие музеи, Новгород, Псков, Вологда, постсталинский период.

 

Кирилл Маслинский. Учитель железнодорожной школы (к типологии советских педагогических сообществ)

В статье рассматривается один из частных случаев профессиональной идентичности советских учителей на материале интервью с бывшими учителями железнодорожных школ Оренбургской области. Наши информанты демонстрируют очень высокий уровень лояльности железнодорожным школам и подчеркивают высокую степень своей профессиональной автономии. Предложенный объяснительный уровень — структура локального педагогического сообщества и его отношения с образовательной администрацией. Все советские железнодорожные школы были подчинены не местным отделам образования, а отделам образования регионального отделения железной дороги (зачастую географически весьма удаленным от школы). Эта ситуация породила два символических ресурса для профессионального опыта учителей: во-первых, транслокальное профессиональное сообщество учителей школ железной дороги, а во-вторых, административный барьер между железнодорожными школами и местным отделом образования. Оба эти ресурса активно используются в нарративах учителей для конструирования профессиональной автономии.

Ключевые слова: антропология образования, советская школа, учитель, профессиональная идентичность, автономия, железнодорожные школы.

 

Александра Пиир. Об одной несложившейся традиции: работа с детьми в ленинградских домохозяйствах

На протяжении тридцати лет, с середины 1920-х до середины 1950-х гг., советские структуры разных уровней пытались организовать работу с детьми по месту жительства, т.е. в домохозяйствах. Главной ее целью провозглашалась борьба с детской безнадзорностью и хулиганством. Решать эту проблему должны были сразу многие советские структуры: общество «Друг детей», пионерия и комсомол, школы и детские клубы, РОНО и культурно-бытовым комиссии при жактах. Подразумевалось, что организованная работа с детьми в жилых домах будет проводиться при активном участии жильцов и станет частью советской повседневности.

Однако все прилагавшиеся усилия оказались безрезультатны: в то время как власти, идеологи и активисты пытались организовать детскую работу в домохозяйствах, рядовые горожане эти усилия игнорировали или просто не замечали. Единственной реальной возможностью контролировать детей во дворе и на улице с дореволюционных времен оставался надзор дворников, от которого детей пытались избавить филантропы начала века и активисты первого периода детской работы в жактах. И ситуация в общем устраивала всех, не считая саму власть и в какой-то мере тех, кого обременяли ее постановления и инструкции.

Ключевые слова: детская работа, безнадзорность, хулиганство, общество «Друг детей», советская повседневность.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна