Антропологический форум. 2012. №17. Аннотации и ключевые слова


Форум: Устные материалы в архивах: проблемы отбора, хранения и доступа

Светлана Адоньева, Светлана Амосова, Влада Баранова, Владимир Богданов, Андрей Власов, Юрий Марченко, Татьяна Володина, Александра Ипполитова, Татьяна Канева, Валерия Колосова, Наталья Комелина, Наталья Кононенко, Юлия Крашенинникова, Ирина Назарова, Елена Перехвальская, Дэвид Рансел, Джеффри Вейдлингер, Ирена Салениеце, Зане Стапкевича, Евгений Сафронов, Наталья Тучкова

Интервью с Татьяной Ивановой

В некоторых архивах (например, фольклорно-этнографических) хранятся преимущественно записи устной речи (в том числе фольклорные тексты, интервью, ответы на запросы, полевые дневники). В них фиксируется прежде всего не жизнь «в верхах» и политика высших инстанций, а так называемая «повседневная жизнь», в том числе жизнь «социальных низов». Более того, эти материалы — в отличие от официальных документов — не были составлены «для общественного пользования». Это создает некоторые специфические вопросы и проблемы, которые обсуждаются в этом «Форуме».

Ключевые слова: фольклорные архивы, устноисторические архивы, этнографические архивы, полевая работа.

 

Исследования

Сергей Неклюдов. Бог как власть и диалог с ним

Организация пантеона внутри религиозно-мифологической системы бывает двух типов. Во-первых, это «горизонтальное» распределение полномочий богов / духов на основе специализации их деятельности; во-вторых, это «вертикальная» организация, базирующаяся на отношениях главенства и подчинения. Отношение к главе пантеона как к властной инстанции весьма отчетливо в иерархизированных мифологических системах, отражающих социальные структуры носителей данной традиции. В обрядово-мифологических практиках присутствует два типа сообщений, противоположных по своей коммуникативной направленности. Это тексты людей, адресованные богам или духам и передаваемые им в ходе отправления соответствующего ритуала (назовем их «ритуальными»), и тексты богов / духов, направленные человеческому сообществу (назовем их «сакральными»), транслированные через посредника — шамана, волхва, оракула, пророка. Однако эти ритуальные и сакральные тексты, как правило, не представляют собой обмена репликами, они лишь провоцируют партнера (сакральную инстанцию или человеческий коллектив) на ответные действия, которые и являются диалогическими реакциями на них.

Ключевые слова: религиозно-мифологическая система, пантеон богов, иерархия, властные инстанции, ритуал, тексты богов, тексты людей, диалог.

 

Илья Утехин. Взаимодействие с «умными вещами: введение в проблематику

«Умные» артефакты, основанные на компьютерной технологии, нередко воспринимаются людьми так, как если бы они обладали собственным поведением и интенциональностью; это происходит прежде всего потому что их интерфейсы интерактивны. До недавнего времени в нашей цивилизации интеллект и диалог при помощи языка рассматривались как преимущественно человеческие атрибуты; для антропологии представляет интерес тот факт, что сегодня жизненный мир человека все больше населяется интерактивными устройствами. Не менее антропологически значимыми оказываются и некоторые из тех идей, которые в последние десятилетия обсуждались в области искусственного интеллекта и взаимодействия человека и компьютера. В частности, это представление о том, что познание у человека привязано к телу и распределено, в том числе социально, и не может быть эффективно смоделировано как манипуляция символами. Чтобы искусственный интеллект оказался возможен, оперирование символами должно быть так или иначе воплощено и предполагать взаимодействие с окружающим миром. Интерактивность и чувствительность к контексту как свойства технических систем были достигнуты в результате этнометодологического понимания действия, порядка взаимодействия и «отчетливости».

Ключевые слова: взаимодействие человека и компьютера, интерфейс, искусственный интеллект, контекстно-зависимые вычисления, ситуативный смысл.

 

Влада Баранова. Языковая социализация детей мигрантов

В статье на материале лингвистических биографий мигрантов рассматриваются следующие вопросы: какова компетенция первого и второго поколения мигрантов в русском языке? Как распределены языки детей мигрантов и какие факторы влияют на выбор русского или родного языка и на отношение к титульному и доминирующему языку? Существует ли проблема языкового сдвига для мигрантов второго поколения? Работа представляет некоторые результаты полевой работы в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области в рамках продолжающегося в Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ исследования трудовой миграции, построенного на сочетании количественных и качественные методов.

Ключевые слова: дети мигрантов, языковая социализация, русский язык, родной язык, лингвистическая биография.

 

Елена Березович. «Русская пища» в зеркале иностранных языков (на материале производных от слов «русский, Россия»)

В статье рассматриваются производные от этнонима «русский» и топонима «Русь», которые обозначают различные кушанья и транслируют внешний (по отношению к России) взгляд на русскую пищу. Материалом статьи послужили данные преимущественно европейских языков: славянских, романских, германских. Выявляются механизмы, позволяющие приписать извне объектам номинации свойство «русскости»; осуществляется сопоставление внешнего и внутреннего осмысления «русскости». Наиболее подробно автор анализирует мотивацию наименований блюд с внутренней формой «русская селедка», «русский чай», «русские яйца», «русский соус», «русский салат», «русский бутерброд».

Ключевые слова: этнолингвистика, этнические стереотипы, лексикология, фразеология, ономастика, этнонимические производные, семантическая мотивированность, кулинарный код культуры.

 

Мария Пироговская. Ветлянская чума 1878–1879 гг.: санитарный дискурс, санитарные практики и (ре)формирование чувствительности

Во второй половине XIX в. восприятие запахов и представления о чувствительности оказались предметом широкой общественной дискуссии — в связи с вопросами «народного здравия» и санитарно-гигиенического состояния городов. С помощью объяснительной модели, основанной на так называемой «теории миазмов», ольфакторная сторона повседневности перекодировалась в ряд симптомов, которые следовало научиться замечать, правильно интерпретировать и сопровождать соответствующим санитарными мерами. Санитарно-гигиенический подход к патогенезу способствовал реформированию чувствительности и появлению новых сенсорных режимов, укоренившихся в последующие десятилетия, с «бактериологическим поворотом» в естественных науках. Начиная с холерных эпидемий 1820-х гг., «повальные и заразительные болезни» формировали концептуальные границы болезни и здоровья, заражения и симптомов и определяли связанные с ними представления и практики. В статье на примере Ветлянской чумы 1878–1879 гг. описываются санитарные дискурсы и практики и прослеживаются различные социальные конфликты, вызванные к жизни последней чумной эпидемией добактериологического периода.

Ключевые слова: антропология чувств, гигиена, чувствительность, история медицины, эпидемиология, санитарный дискурс, теория миазмов, режимы внимания.

 

Юлия Иванова-Бучатская. Бамбергская «Зандкерва» и человеческий фактор: размышления о специфике немецкого среднего города на примере одного праздника

Статья посвящена истории создания новой послевоенной праздничной традиции — праздника Зандкерва в г. Бамберг (Бавария, Германия) и его развитию до городского и регионального символа идентичности. Анализируется роль социальных связей и сетей Бамберга как среднего города в создании и устойчивом воспроизводстве данного праздника в масштабах города и региона. Выдвигается тезис о том, что специфическое отличие жизни среднего города от метрополии состоит в своеобразных «укорененности», креативности, которые базируются на привязанности к месту и социуму, в данном случае — городу и кругу живущих по соседству людей. Эти категории среднего города делают возможным реализацию массового востребованного мероприятия силами узкого коллектива людей в масштабах целого города и даже региона.

Ключевые слова: средний город, изобретенные традиции, народные праздники, идентичность.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна