Антропологический форум. 2014. №20. Аннотации и ключевые слова


Форум: Десять лет и двадцать номеров спустя

Левон Абрамян, Юрий Березкин, Владимир Богданов, Константин Богданов, Катриона Келли, Жанна Кормина, Екатерина Мельникова, Сергей Неклюдов, Александр Панченко, Мадлен Ривс, Сергей Соколовский, Иоахим Отто Хабек, Николас Харни, Флориан Штаммлер, Марк Эделе, Дебра МакДугалл

Десять лет назад, в 2004 г., вышел первый номер «Антропологического форума». В первом «Форуме» мы обсуждали основные тенденции в антропологических исследованиях того времени. Двадцать номеров спустя мы хотели бы вернуться к теме первого выпуска и поразмышлять о том, какие изменения произошли за эти десять лет. Участники «Форума» отвечают на вопросы о том, что изменилось за это время в их дисциплинах.

Ключевые слова: социальная антропология, культурная антропология, этнография, история, фольклористика.

 

Исследования

Сергей Соколовский. Зеркала и отражения, или еще раз о ситуации в российской антропологии

В статье приводится оценка современного состояния российской антропологии на основе анализа цитирований, соавторства и политики академических журналов, регулярно публикующих статьи по антропологии и этнологии. В качестве источников использовалась система РИНЦ электронной коллекции e-library.ru и академические журналы соответствующего профиля. Анализ распределений взаимного цитирования показал, что оно состоит из двух относительно самостоятельных исследовательских сетей: прикладной политической этнологии, с одной стороны, и этнографической фольклористики — с другой. Рассмотрение соавторских тандемов позволяет прийти к заключению, что наиболее полезное для научного сотрудничества сложение компетенций между соавторами — случай в российской этнологии весьма редкий (обычно при этом соавторы имеют разные проблемные фокусы или базовое образование); значительно чаще встречается неравное разделение труда и авторские тандемы так называемого административного типа. Предпринятый анализ цитирований на уровне журналов подтвердил наблюдение о распадении российского антропологического сообщества на две исследовательских сети с различающимися практиками и фокусами исследований (межэтнические отношения и традиционная культура, соответственно).

Ключевые слова: российская антропология, карты цитирований, академические журналы, сравнительные библиометрические исследования.

 

Юрий БерезкинВарианты политогенеза в догосударственную эпоху и подходы к их изучению

Антропологи, изучающие зарождение и развитие ранних сложных обществ, признали невозможность провести ясные границы между стадиями политической эволюции. Однако многие исследователи все еще полагают, что траектория развития обществ, существовавших в сходных природных условиях, была одинаковой даже при отсутствии между этими обществами исторических связей. Сравнение двух независимых, ранних и достаточно сходных в природно-хозяйственном отношении центров становления цивилизаций, какими являются Центральные Анды и Передняя Азия, ставит подобный постулат под сомнение. Сходным оказывается лишь магистральный тренд (усложнение технологии, демографический рост, появление все большего числа уровней надобщинной организации). Различия же касаются характера и последовательности появления археологически видимых признаков социальной сложности (монументальная архитектура, богатые захоронения и др.). Эти различия указывают на разные методы, которые элита использовала для удержания власти: контроль над производством продуктов потребления, циркуляцией престижных предметов, тайным знанием. Самые первые сложные общества возникают до появления или по крайней мере до существенного развития производящей экономики. Расхождение путей социо-политического развития Передней Азии и Америки могло начаться в палеолите и быть обусловлено факторами, о которых невозможно пока судить. Сравнение сложных обществ, по которым нет письменных данных, должно опираться на археологически видимые признаки. Применение к таким обществам ярлыков типа «вождество» или «раннее государство» не вполне корректно. «Настоящими» государствами могут быть признаны только те, по которым есть как этная (свидетельства археологии), так и эмная информация (осознание обществом государственности как нормы).

Ключевые слова: ранние сложные общества, среднемасштабные общества, ранние государства, неоэволюционизм, археология Центральных Анд, археология Передней Азии.

 

Елена Березович, Ксения Осипова. «Что едим, так и жисть живем»: пустой суп и некрепкий чай в зеркале языка

В статье рассматриваются русские диалектные и просторечные лексемы, фразеологизмы и паремии, которые характеризуют негативно оцениваемую пищу — пустой суп и некрепкий чай. В качестве фона к анализу привлекаются также данные других славянских языков, прежде всего польского, украинского и белорусского. Выявляются признаки мотивации, лежащие в основе наименований некачественной пищи. Отмечается, что в наименованиях пустого супа и некрепкого чая отражаются цветовая характеристика, технология приготовления, ингредиенты этих блюд, указания на тех, кому приписывается приготовление такой пищи и ее поедание, на голодное время, когда она составляла основу рациона, и др. Осуществлена семантико-мотивационная интерпретация ряда «темных» наименований: демьянова уха, лощёнка, куликовы рыжики etc.

Ключевые слова:русская лексика и фразеология, славянская диалектология, этнолингвистика, семантико-мотивационная реконструкция, языковая картина мира, «пищевой» код культуры.

 

Игорь Кометчиков. Традиция якутальства как грань «социального иммунитета» калужской деревни и борьба с ней в 1930-е — начале 1960-х гг.

Традиция якутальства — профессионального нищенства крестьян ряда селений Кировского и Хвастовичского районов Калужской области имела еще дореволюционную историю. В критический для деревни период коллективизации и раскулачивания якутальство оказалось вновь востребованным и вписалось в вырабатываемый деревней «социальный иммунитет» к колхозному строю, став одной из эффективных стратегий выживания. Попытки власти прекратить якутальство сначала арестами и ссылками, а затем путем создания в якутальских деревнях «альтернативной» занятости и новых социальных идентичностей оказались несостоятельными. Постепенное затухание якутальства произошло по мере совхозизации деревни и оттока значительной части населения якутальских колхозов в города.

Ключевые слова: якультальство, профессиональное нищенство, традиция, социальный иммунитет, стратегии выживания, крестьянство, власть.

 

Рецензии

Вера Тольц. «Собственный Восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 332 с. (Сергей Абашин)

В рецензии на русский перевод книги Веры Тольц “Russia’s own Orient” рассматриваются тезисы и аргументы об особой природе российского ориентализма. Анализируя заочный спор Тольц с Эдвардом Саидом, рецензент приходит к выводу о том, что автор занимает осторожную позицию, которая позволяет и включать многие тезисы саидовской критики, и одновременно дистанцироваться от излишне унифицирующих и наиболее радикальных ее претензий. Эта осторожность, по мнению рецензента, говорит не об отсутствии авторского отношения к «ориентализму», а о понимании сложности и неоднозначности исторических процессов в России на рубеже XIX и XX вв.

Ключевые слова: ориентализм, востоковедение, национализм, Российская империя, Саид, Марр, Ольденбург.

 

Mary Douglas. A Very Personal Method. Anthropological Writings Drawn from Life. Los Angeles et al.: Sage, 2013. 318 p. (Юрий Березкин)

Мэри Дуглас — почти единственный крупный антрополог, конфессиональная принадлежность которого (католик) существенно повлияла на профессиональную деятельность. Благодаря обретенному с детства пониманию смысла и значения ритуала в культуре вообще, Дуглас смогла разобраться в особенностях функционирования африканских обществ, которые изучала. Ритуал необходим там и постольку, где и поскольку люди не в состоянии легко отказаться от принадлежности к определенному коллективу. Чем выше социальное напряжение и чем резче социум отделен от соседних, тем более разработаны ритуалы.

Ключевые слова: Мэри Дуглас, ритуал, леле Касаи, пигмеи и банту, пищевые запреты.

 

Kevin K. Birth. Objects of Time. How Things Shape Temporality. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2012. (Culture, Mind, and Society). 222 р. (Аркадий Блюмбаум)

Рецензия посвящена книге, которая рассматривает роль гаджетов (часы, календарь) в социальном конструировании времени. Автор рецензии анализирует данную книгу в контексте исторических исследований по данной проблеме.

Ключевые слова: социальное конструирование времени, темпоральность, гаджеты, антропология.

 

Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? Сб. статей / Под ред. И.М. Каспэ. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 408 с. (Дмитрий Калугин)

Рецензируемая книга просвещена проблеме и статусу документа в культуре. Представители различных гуманитарных дисциплин (историки, социологи, антропологи, исследователи кино и литературоведы) исследуют различные типы документа и того, что обозначается как документность — обладает неким качеством, составляющим сущность документа как такового. Авторы анализируют различные ситуации, в которых проявляется статуса документа, начиная от политической власти и бюрократических институтов и кончая отношением к документу в академических сообществах и медицинских учреждениях.

Ключевые слова: документ, документность, бумага, архив, политика, травма, свидетельство.

 

Традиционная культура Ульяновского Присурья. Этнодиалектный словарь. Т. 1–2 / Колл. авт.: И.С. Кызласова (Слепцова), А.П. Липатова, М.Г. Матлин, И.А. Морозов, Е.В. Сафронов, М.П. Чередникова и др. М.: Индрик, 2012. 656 с., ил., карты. (Елена Левкиевская)

В рецензии на этнодиалектный словарь «Традиционная культура Ульяновского Присурья» дается оценка значимости этого издания для современных исследований в области традиционной культуры. Анализируются принципы создания этнодиалектного словаря, структура словарной статьи, способы подачи полевого материала, а также методы исследования локальных этнодиалектов. Представляется важным, что рецензируемое издание предлагает новые методы изучения и описания традиции отдельных этнокультурных диалектов, в том числе прагматический аспект анализа обрядовых ситуаций как своеобразных речевых актов, воспроизводящихся в определенных коммуникативных обстоятельствах.

Ключевые слова: Ульяновское Присурье, традиционная культура, этнодиалектный словарь.

 

Ольга Малинова-Тзиафета. Из города на дачу: Социокультурные факторы освоения дачного пространства вокруг Петербурга (1860–1914). СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт–Петербурге, 2013. 336 с. (Стивен Ловелл)

Рецензия посвящена новой книге об урбанизации в позднеимперском Санкт-Петербурге. Сделав традицию дач XIX в. объектом своего исследования, автор смотрит за город с целью изучить ряд городских проблем и забот, от нечистот до самоубийств.

Ключевые слова: дача, урбанизация, Санкт-Петербург.

 

Laura J. Olson, Svetlana Adonyeva. The Worlds of Russian Village Women: Tradition, Transgression, Compromise. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 2013. 368 р. (Андрей Мороз)

Рецензируемая книга Л. Олсон и С. Адоньевой посвящена анализу мировосприятия и самоописания нескольких поколений русских деревенских жительниц и написана на материале полевых исследований. Авторы показывают, как в зеркале автобиографических нарративов и фольклорных текстов отражается российская история на протяжении ХХ в.

Ключевые слова: фольклор, антропология, гнедерные исследования, эгоистория, нарративы, песни, полевые исследования.

 

Ken Hillis, Michael Petit, Kylie Jarrett. Google and the Culture of Search. N.Y.: Routledge, 2013. 240 р. (Илья Утехин)

В книге предпринята попытка показать, как поисковые технологии, ставшие частью нашей повседневности, меняют практики поиска. Алгоритмы ранжирования результатов поисковой выдачи определяют форму реальности, и стоящие за этими алгоритмами принципы определения релевантности не являются идеологически нейтральными. Эти темы обсуждаются в книге с привлечением широкого исторического и культурного контекста.

Ключевые слова: Google, практики поиска.

 

In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 1 / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. 545 с. (Светлана Адоньева)

Альманах «In Umbra: Демонология как семиотическая система» объединяет в себе, как сказано в аннотации, работы, «посвященные демоническим и демонизированным врагам». Вопрос о конструировании врага посредством демонологического дискурса в значительной степени может быть осмыслен благодаря конкретным исследованиям, посвященным образу «бестелесного» врага и его телесных «приспешников» в разных культурных традициях. Но языковой казус — «работы посвящены врагам» — достаточно точная метафора впечатления, остающегося в результате знакомства со статьями — большими и маленькими, интересными и не очень, написанными на разном материале и с привлечением различных инструментов для анализа. Нечто осталось в тени.

Ключевые слова: демонология как семиотическая система, демонология в книжных текстах, демонология европейского Средневековья, демонология в фольклоре, демонология в разных религиозных системах, демонологические мотивы в современном политическом дискурсе.

 

In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 1. М.: РГГУ, 2012. 545 с.; Вып. 2. М.: Индрик, 2013. 400 с. (Игорь Морозов)

В рецензии на два выпуска сборника «In Umbra» сделан краткий обзор как оригинальных отечественных, так и переводных изданий, посвященных различным аспектам «демонического» в разных тематических и дисциплинарных дискурсах. Представлен обзор ключевых тем и понятий, используемых составителями и авторами сборников. Выполнен критический анализ основных рубрик и наиболее интересных статей, вошедших в оба сборника.

Ключевые слова: демонология как семиотическая система, демонология в книжных текстах, демонология европейского Средневековья, демонология в фольклоре, демонология в разных религиозных системах, демонологические мотивы в современном политическом дискурсе.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна