Антропологический форум. 2014. №23. Аннотации и ключевые слова


Исследования

Виктория Черванева. Человек естественный и сверхъестественный (по данным языка мифологической прозы)

В статье описывается система номинаций действующих лиц устных мифологических рассказов — человека в его естественной и сверхъестественной ипостаси. Особое внимание уделяется синтагматическому уровню анализа номинаций — способам введения в текст персонажей быличек, а также их роли в организации мифологического нарратива — взаимосвязи между референцией персонажа и сюжетно-событийной основой текста.

Ключевые слова: мифологический текст, организация нарратива, мифологический персонаж, номинация, референция, функция.

 

Кира Сычева. Способы репрезентации традиционного знания как ритуально-мифологические жанры: на примере текстов алтайской традиции

Ритуально-мифологические жанры рассмотрены как разные способы репрезентации традиционного знания, порождающие тексты разной структуры и содержания. На примере алтайской традиции сделана попытка изучить и дифференцировать ритуально-мифологические жанры, а также описать их с помощью простых семантических формулировок. Предложена форма записи ритуально-мифологических текстов, восстанавливающая их содержательную и грамматическую целостность, часто нарушенную в ходе живой беседы.

Ключевые слова: жанры фольклора, алтайская традиция, миф, ритуал, структура текста, структура устного дискурса.

 

Елена Воронцова. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев Южной Вятки

В данной статье с привлечением социологического инструментария рассматривается вопрос о том, кто сегодня является хранителем традиции исполнения духовных стихов, в какой мере и почему эти стихи оказываются востребованы. Благодаря привлечению экспедиционных данных с 1970-х по 2000-е гг. оказывается возможным проследить трансформацию устного бытования духовных стихов в среде современных старообрядцев Южной Вятки.

Ключевые слова:духовные стихи, старообрядцы, федосеевцы, филипповцы.

 

Светлана Королева. Обряд «проводов души» с ритуальным заместителем умершего (материалы русско-коми-пермяцкого пограничья)

В статье подробно рассматривается нетипичный для русской традиционной культуры поминальный обряд с живым заместителем умершего. Он зафиксирован у юрлинцев — этнографической группы русских, проживающих в окружении коми-пермяцкого этноса. Проделанный сопоставительный анализ позволяет предположить, что этот обряд складывается в результате межэтнического взаимодействия. Есть основания считать, что фигура ритуального заместителя и пратеатральное поведение участников обряда возникают в русских «сорочинах» под влиянием коми-пермяцких обрядовых практик. Аналогичные поминальные обряды зафиксированы у коми, удмуртов, марийцев, мордвы. «Точкой пересечения» двух традиций становится снаряжение усопшего для путешествия «на тот свет». У юрлинцев этот ритуал получает особое оформление (пошив холщевого мешочка, исполнение молитв, духовных стихов и специальных причитаний), характерное для русской традиционной культуры.

Ключевые слова:русская традиционная культура, коми-пермяки, межэтническое взаимодействие, поминальная обрядность, поминальная лирика, пратеатральное ритуальное поведение.

 

Традиционная и новая религиозность в современном городе

Наталия Шлихта. «Православный» и «советский»: к вопросу об идентичности верующих советских граждан (1940-е — начало 1970-х гг.)

В статье поднимается вопрос об идентичности служителей и верующих Русской православной церкви в Украинской ССР в послевоенное время. Базируясь главным образом на архивных источниках и используя теоретические разработки западных и российских историков, антропологов и социологов, автор рассматривает конструирование «своевременной» идентичности как действенную стратегию выживания церкви в Советском государстве. Статья отвечает на вопросы: почему возникла необходимость согласования «православного» и «советского»; каким образом конструировалась двойственная «православно-советская» идентичность; как она проявлялась в повседневной жизни советских граждан. ное ритуальное поведение.

Ключевые слова: идентичность, церковь, православный, советский.

 

Марат Сафаров. Посещение мечети в современной религиозной практике московских татар

«Религиозный ренессанс» в московской татарской общине 1990-х гг. во многом опирался на прочную традицию соблюдения мусульманской обрядности, не прерывавшуюся в советский период. Большое значение в религиозной жизни московских татар играла Московская Соборная мечеть, традиционно выполнявшая не только культовые, но и широкие социальные функции. Восприятие мечети как места коллективной молитвы, совершения обрядов, встречи с земляками, публичного звучания татарского языка — все это делало Московскую Соборную мечеть центром притяжения татар, а ее посещение — проявлением этноконфессиональной идентичности.

Однако, несмотря на суммарное увеличение в последние два десятка лет количества молодых татар среди прихожан Московской Соборной мечети, татары постепенно уступали в процентном соотношении прихожанам других национальностей. В изменении этнического состава Московской Соборной мечети можно выделить два этапа: 1) увеличение числа прихожан из числа выходцев из республик Северного Кавказа; 2) рост числа прихожан — трудовых мигрантов из государств Средней Азии. Изменение этнического состава прихожан существенным образом повлияло на внутреннюю жизнь мечети. сиональной идентичности.

Снижение доли татар среди прихожан Московской Соборной мечети обычно объясняется фактором переполненности здания (как исторического, так и нынешнего — временного) во время коллективных молитв. Однако, вероятно, здесь имеет место и определенный «ментальный», «ценностный» фактор. Смена поколений в московской татарской общине, урбанизированность и русскоязычность большей части татар-прихожан, их прочная инкорпорированность в московскую жизнь коренным образом отличаются от социального опыта «новых» прихожан мечети — выходцев из сельской местности с традиционным укладом жизни. Полиэтничность Московской Соборной мечети, отсутствие социальных контактов между «старыми» и «новыми» прихожанами — характерные черты религиозной жизни современного мегаполиса — крайне непривычны для московских татар, традиционно воспринимавших мечеть в качестве своего этноконфессионального центра.

Ключевые слова: татары, ислам, Московская Соборная мечеть, обряд, урбанизация, миграция, идентичность.

 

Елена Носенко-Штейн. «Свое» и «чужое» в современном российском городе: еврейская сакральная география

В статье рассматриваются некоторые аспекты трансформации культурной памяти у евреев в постсоветской России. Массовый отход от религии в советскую эпоху и обращение к нетрадиционным для евреев формам религии (христианство) или квазирелигиозным системам не могли не повлиять на еврейскую самоидентификацию. Эти перемены в свою очередь привели к переменам в восприятии традиционного сакрального и профанного, включая отношение к сакральным и профанным пространствам городского ландшафта (евреи по преимуществу городские жители). Автор рассматривает изменение восприятия синагоги, церкви, еврейского общинного центра во взаимосвязи с различными формами культурной самоидентификации у российских евреев. Он подчеркивает, что в силу значительной утраты культурной памяти у многих российских евреев происходит своеобразная инверсия восприятия своего и чужого сакрального и профанного пространств.

Ключевые слова: религиозность, культурная память, городской ландшафт, сакральное и профанное пространства.

 

Виктор Шнирельман. Конец света или начало нового цикла? Представления о конце времен в христианстве и эзотерике

Все мировые религии озабочены проблемой «конца времен». Но если христианство ожидает окончательного конца, то эзотерики исходят из представления о циклическом времени, и для них «конец времен» означает начало нового цикла, или Нью Эйдж. Христиан страшит приход антихриста и гонения на верующих, а эзотерики в упоении ожидают рождения новой расы, более развитой, чем предыдущая. Тем самым, очевидно, что будущие события весьма по-разному представляются христианам и эзотерикам. Эти различия и рассматриваются в статье.

Ключевые слова: христианство, православие, эзотерика, эсхатология, раса, антихрист, Нью Эйдж.

 

Материалы полевых и архивных исследований

Евгений Дувакин. Обзор эвенкийских фольклорных текстов из архива Лаборатории автоматизированных лексикографических систем НИВЦ МГУ

Статья содержит описание и предварительный анализ эвенкийских фольклорных текстов из архива Лаборатории автоматизированных лексикографических систем НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова. Записи были сделаны в 1998–1999, 2005–2009 гг. в ходе лингвистических экспедиций в Западную и Восточную Сибирь под руководством О.А. Казакевич и представляют собой образцы сымского, илимпийского и подкаменнотунгусского диалектов. В обзор включены резюме 57 текстов и комментарии относительно их сюжетно-мотивного состава, а также опубликованных ранее вариантов. В числе анализируемых материалов — этиологические и приключенческие повествования, часть которых является своего рода классикой эвенкийского фольклора, другие же — и в этом их особый интерес — содержат мотивы, зафиксированные у соответствующей диалектной группы либо вообще у эвенков, по-видимому, впервые.

Ключевые слова: исчезающие языки, Сибирь, западные эвенки, фольклор, сравнительная мифология.

 

Юрий Квашнин, Александр Ткачев. Культовое место на озере Нямбой-то

В статье описывается культовое место и погребальный комплекс в низовьях реки Таз, у озера Нямбой-то. Обнаруженные на кладбище захоронения селькупского и ненецкого типов, позволяют утверждать, что здесь находилась зона межэтнических контактов тундровых ненцев и селькупов. На основе анализа этнографических источников и полевых материалов сделаны выводы о том, что культовое место и кладбище были обустроены селькупами во второй половине XIX в. Авторы высказывают предположение, что потомки селькупов, смешавшись с ненцами, стали хоронить покойников по ненецким обычаям и продолжили совершать культовые действия на бывшем селькупском «святилище».

Ключевые слова: ненцы, селькупы, река Таз, озеро Нямбой-то, погребение, культовое место, изображение духа, обряд, межэтнические контакты, аккультурация.

 

Этнографические заметки

Константин Логинов. «Раздача боли и страха» в русских мальчишеских играх середины XX в. (на примере г. Вытегры и сопредельных территорий)

Заметка посвящена специфическим народным играм, функциональное назначение которых состояло в том, чтобы приучать мальчиков переносить боль и страх с раннего возраста. В основе работы лежат самозаписи автора, относящиеся к десятилетию наиболее активного отмирания народной традиции и зарождению «трендов», отвечающих потребностям глобализирующейся культуры. Прагматика данной категории игр, по мнению автора, заключалась в подготовке мальчика, подростка, юноши к взрослой жизни со всеми ее опасностями. Преодолевая в играх страхи и обучаясь переносить боль, мальчик обретал качества мужчины, в глазах советского ребенка образца 1950–1960-х гг. — практически «героя». Таким образом, детско-юношеские забавы с «раздачей боли и страха» можно классифицировать в качестве самостоятельной категории народных игр. �ршать культовые действия на бывшем селькупском «святилище».

Ключевые слова: традиционные игры, русские, народы Карелии.

 

Рецензии

State Secularism and Lived Religion in Soviet Russia and Ukraine / Ed. by C. Wanner. N.Y.: Oxford University Press, 2012. 304 р. (Сергей Штырков)

Сборник под редакцией Кэтрин Ваннер является серьезным вкладом в развитие антропологического компонента анализа истории религии в СССР. В нем происходит отход от крайне упрощенного и методологически бесперспективного понимания эпохи государственного атеизма как времени последовательной борьбы с религией и своего рода патологии, которая была исправлена в ходе распада советской идеологической системы. Новые подходы, предложенные авторами сборника, позволяют вписать анализ исторических реалий советского времени в более широкие процессы секуляризации и десекуляризации, причем как прошлого, так и настоящего.

Ключевые слова: советские религиозные практики, секуляризация, десекуляризация, антирелигиозная политика, национальное движение.

 

Douglas Rogers. The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca; L.: Cornell University Press, 2009, xvii + 338 p. (Джеймс Уайт)

В рецензии рассматривается книга Дугласа Роджерса — исследование трехсотлетней истории старообрядцев-беспоповцев города Сепыч Пермского края в этнографической перспективе. В рецензии обрисован историографический контекст работы Роджерса и проанализированы ключевые концептуальные средства, которые он использует. Эта выдающаяся книга будет полезна для всех интересующихся старообрядчеством.

Keywords: старообрядцы, беспоповцы, русское православие, этнография.

 

Stephanie Taylor, Karen Littleton. Contemporary Identities of Creativity and Creative Work. Farnham: Ashgate, 2012. 166 p. (Анна Желнина)

Рецензия посвящена книге Стефани Тэйлор и Карен Литтлтон, в которой рассматриваются карьеры, идентичность, профессиональная субъективность креативных работников. «Человечное» измерение дополняется анализом роли профессиональных сетей, а также внешних экономических условий в процессе самоидентификации профессионалов.

Ключевые слова: креативность, прекариат, субъективность, творческие карьеры.

 

Уильям Митчелл. Я++ [Я плюс плюс]: Человек, город, сети / Пер. с англ. М.: Strelka Press, 2012. 328 с. (Андрей Возьянов)

Главы книги Митчелла объединяются не столько объектом, сколько контекстом — стремительным проникновением технологии в повседневный жизненный мир человека. Автор излагает наблюдения о новых возможностях хранения и передачи информации, об усложнении инфраструктуры социальной коммуникации, о стирании границ — между телом и средой, между физическим и виртуальным, между производством и потреблением. При этом текст балансирует на грани анализа того, что совсем недавно появилось в нашей жизни, и прогнозирования ближайшего будущего. Скорость развития технологии сегодня мешает понять, что Митчелл с его инженерным образованием в своей книге предугадал, а что описал, что было читателям в диковинку в 2003-м (год выхода первого англоязычного издания книги) и кажется банальностью десятилетие спустя.

Ключевые слова: город, digital humanities, новые медиа, антропология восприятия.

 

Yuri Takhteyev. Coding Places: Software Practice in a South American City. MIT Press, 2012. 261 p. (Любава Шатохина)

Книга Юрия Тахтеева “Coding places. Software Practice in the Southern American City” получилась такой интересной благодаря особой позиции исследователя в поле. Будучи этнографом и программистом одновременно, автор пытается понять суть работы разработчика в ее локально специфическом контексте. Мир программирования, по утверждению автора, глобален, но при этом имеет свои центры и свою периферию. Парадоксально в этой связи то, что в ситуации как глобализации, так и универсализации работы программиста, место довольно сильно влияет на специфику практики. Таким образом, выбор Рио в качестве исследовательского поля сообщества программистов — хоть и необычный, но оправданный логикой исследования шаг.

Ключевые слова: антропология профессий, мир практики, открытый софт, культурная география.

 

Антропологические традиции: стили, стереотипы, парадигмы: Сб. ст. / Ред. и сост. А.Л. Елфимов. М.: НЛО, 2012. 208 с., ил. (Галина Грошева, Елена Хахалкина)

В рецензируемом сборнике собраны статьи и «дискуссионные эссе» по разнообразным проблемам антропологических исследований в России и зарубежных странах. Среди наиболее важных вопросов, затронутых авторами, проблемы поиска антропологией своей идентичности в контексте постколониальной эпохи и глобализации, определение границ дисциплины и ее соотношение со смежными науками, восприятие роли и места антропологов и антропологии в обществе и системе гуманитарного знания и ряд других.

Ключевые слова: западная антропология, российская антропология, социально-культурная антропология, колониализм, постколониализм.

 

А.А. Сирина. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение. М.: Восточная литература, 2012. 604 с., ил. (Андриан Влахов)

Рецензия посвящена книге Анны Сириной, вызвавшей оживленную дискуссию в российском антропологическом сообществе. Подход автора к проблеме этнической идентичности двух народов рассматривается сквозь призму конструктивистской теории этничности, но также и в контексте этнографической традиции тунгусоведения. Основным выводом из работы Сириной становится утверждение, что, вопреки предшествующей научной традиции, четкую границу между эвенками и эвенами в современном мире провести невозможно.

Ключевые слова: эвенки, эвены, народы Сибири, конструктивизм.

 

Ольга Христофорова. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М: РГГУ, 2013. 304 с. (Екатерина Мельникова)

Рецензия посвящена книге Ольги Христофоровой, в которой рассматривается одно из наиболее экзотических явлений народной культуры, известное как «икота» или «кликушество». В исследовании представлен богатый материал о современном фольклоре и повседневных практиках, связанных с икотой, их истории, распространении и значении в традиции старообрядцев-беспоповцев верховьев Камы.

Ключевые слова: народная религиозность, фольклор, старообрядчество, кликушество, мифология.

 

Ольга Христофорова. Икота: Мифологический персонаж в локальной традиции. М: РГГУ, 2013. 304 с. (Людмила Виноградова)

В рецензии оцениваются результаты нового научного исследования О.Б. Христофоровой, посвященного феномену кликушества («икотничества»), который сохраняет свою актуальность в современных верованиях русского населения Верхокамья. Хотя в подзаголовке книги завялен демонологический аспект изучения («Мифологический персонаж в локальной традиции»), на самом деле в центре внимания автора оказывается значительно более широкий круг вопросов, характеризующих представления о вселяющемся болезнетворном духе («икотке» / «пошибке») как весьма сложное социокультурное явление и как особую объяснительную модель, регулирующую процессы межличностного общения.

Ключевые слова: культурная антропология, народные верования, локальная традиция, мифологический персонаж, бесоодержимость, кликушество.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна