Антропологический форум. 2015. №24. Аннотации и ключевые слова


Форум: «Незамеченные революции»

Анна Артюшина, Дмитрий Баранов, Виктор Вахштайн, Евгений Вдовченков, Мария Ерофеева, Мария Константинова, Сергей Соколовский, Татьяна Уварова, Людмила Хаховская, Виктор Шнирельман

Расколдованные люди (вместо заключения) (Илья Утехин)

За последние 20 лет кардинально изменились взгляды на то, что традиционно называлось «материальной культурой», благодаря разрабатываемым Бруно Латуром, Игорем Копытоффом, Дэниэлом Миллером, Джоном Ло, Джудит Аттфилд, Тревором Пинчем и другими исследователями концепциям, в частности активно развиваемой ими акторно-сетевой теории, где вещи выступают как актанты, эффективно модифицирующие деятельность человека и уже в силу этого обладающие активным началом. Эти революции прошли мимо российской антропологии, несмотря на то что вещи всегда интересовали российских этнографов и антропологов. Участники «Форума» обсуждают, как получилось, что российские этнографы проигнорировали методологические революции и новые концепции в этой сфере, такие как акторно-сетевая теория.

Ключевые слова: Бруно Латур, акторно-сетевая теория, материальная культура, материальные объекты.

 

Исследования

Мария Маерчик. Анализ дискурсов в исследованиях украинской традиции добрачных ночевок молодежи (конец XIX — XXI в.)

Статья посвящена истории этнографического изучения традиции добрачных совместных ночевок молодежи. Работа построена на анализе дискурсов изучения традиции в XIX–XXI вв. Рассмотрены дискурс национального романтизма, дискурс модерной сексуальности и дискурс феминистического анализа. Последняя часть статьи посвящена конструктивистский взгляду на концепт сексуальности в традиционной культуре. В частности, в ней изучаются процессы имплантации модерных идей сексуальности в тело традиционной культуры и анализируются результаты этих научных процедур: умножение зон сексуального, пролиферация отклонений. Работа проливает свет на конструированность и историчность сексуальной нормы.

Ключевые слова: добрачные ночевки молодежи, конструирование сексуальности, дискурс, Украина.

 

Мария Ахметова-Овцы vs. -чаны: языковая игра в полемике о названиях жителей Тамбова

В статье рассматривается полемика, ведущаяся в локальном сообществе г. Тамбова о том, какое название следует употреблять для именования местных жителей: тамбовцы или тамбовчане. Первое название, исконное, на протяжении второй половины ХХ в. вытеснялось вторым на периферию публичного языка в Тамбове, однако после распада СССР вновь оказалось востребованным. В настоящее время в локальном узусе отсутствует единое мнение относительно того, какой вариант следует употреблять.

Одним из аспектов полемики является переосмысление обсуждаемых названий жителей при помощи такого механизма языковой игры, как семантический парадокс омофонического и омонимического членения слова и принцип намеренно ложной мотивации (по Т.А. Гридиной). Форманты, при помощи которых образованы названия тамбовцы и тамбовчане, чаще всего осмысливаются через фонетические ассоциации со словами овцы и чан (чаны).

Соответствующие способы реализации языковой игры рассматриваются в статье на материале газет, интернета и полевых записей. Это 1) краткие сентенции, в которых отвергаемое название дискредитируется негативным фонетическим сходством; 2) развернутые рассуждения, сосредоточенные на негативных коннотациях сходного слова; 3) каламбуры, шутки и неологизмы; 4) графические игры: выделение соответствующих букв в составе слова на письме; 5) фабульные тексты, близкие к городским слухам и анекдотам и повествующие о случайном или намеренном искажении написанного названия жителей таким образом, чтобы вместо него читалось схожее с ним слово.

Ключевые слова: катойконимы, названия жителей, языковая игра, лексические варианты, языковая рефлексия.

 

Материалы конференции «Антропология. Фольклористика. Социолингвистика»

Юлия Ляхова. Состязание с духом: оружие и доспехи в коллективных молениях на обо

Монгольская апотропеическая магия строится на представлении, что обереги (оружие и острые предметы) отпугивают злых духов, а человек может перехитрить их с помощью уловок. Ситуация коллективного моления на обо, во время которой происходит борьба человека и злых духов, отличается от остального комплекса представлений монголов о защите от персонажей низшей мифологии. Благодаря участию в действии магического специалиста становится возможно не просто отпугнуть злого духа, но столкнуться с ним лицом к лицу и победить с помощью настоящего человеческого оружия, а не магических средств защиты.

Ключевые слова: монгольская магия, обо.

 

Дарья Мищенко. Надписи на такси в Абиджане (Кот-д’Ивуар)

Статья посвящена практике нанесения надписей на автомобили, использующиеся в качестве общественного транспорта в Абиджане, административной столице Кот-д’Ивуара. Надписи на такси маркируют принадлежность к профессиональной субкультуре водителей такси, характеризуют ее и во многом сами создают. Можно предположить, что надписи на автомобилях восходят к надписям-«оберегам», призванным защитить водителя в дороге, однако сейчас их функции шире: они служат способом репрезентации водителя, одновременно выражая его индивидуальность и демонстрируя принадлежность к общей профессиональной культуре; помогают водителю установить коммуникацию со своим автомобилем как орудием профессиональной деятельности и с другими водителями; позволяют привлечь клиентов. Наконец, подобно изображениям на автобусах и микроавтобусах в Кот-д’Ивуаре и других странах, надписи на такси отражают общественные настроения и модные тенденции, распространенные по крайней мере среди представителей определенной группы населения. Конкретные функции, выполняемые надписью, зависят не только от ее содержания, но и от таких параметров, как язык надписи и место на кузове автомобиля, где она располагается.

Ключевые слова: визуальные практики, профессиональная субкультура, такси, gbaka, matatu, woro-woro.

 

Роман Урбанович. «Свои» и «другие» в матримониальных практиках: случай Сопоцкинского региона

Статья посвящена специфике матримониальных отношений между коренным польским населением и приезжими (в основном белорусами и русскими) в Сопоцкинском регионе (северо-запад Гродненского района, Беларусь). Данные группы рассматриваются в рамках аналитических категорий «свои» и «другие» (как часть тринитарной системы «свои — другие — чужие»). Основной акцент делается на рассмотрение того, как функционирование и смысловое наполнение соответствующих категорий изменяется из поколения в поколение под влиянием политических, социальных и культурных трансформаций, происходящих в изучаемом регионе.

Ключевые слова: поляки Беларуси, матримониальные практики, «свои» и «другие».

 

Этнографические заметки

Татьяна Чудова. Рябчик в культуре питания коми (зырян)

Комплексный характер хозяйства коми (зырян) предопределил включение в рацион питания рябчика, а мотивация включения его в меню отражена в этиологических мифах. Этнографический материал раскрывает правила приготовления и потребления рябчика, а также действия символического характера, направленные на моделировку благополучия в жизни.

Ключевые слова: культура питания, коми (зыряне), пищевое сырье, рябчик.

 

Рецензии

Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с. (Мария Константинова)

Рецензия посвящена недавнему переводу книги Б. Латура «Наука в действии». Описывая жанр латуровского исследования как метаэтнографию, автор анализирует расхождения и несостыковки между ранним проектом Латура («исследования лабораторий») и зрелым проектом — акторно-сетевой теорией. На примере отдельных латуровских методологических решений показано, что «Науку в действии» правомерно рассматривать как одну из форм драматургической социологии науки.

Ключевые слова: Бруно Латур, исследования лаборатории, социология науки, акторно-сетевая теория.

 

Buchli V. An Anthropology of Architecture. L.: Berg Publishers, 2013. 224 p. (Мария Константинова)

В рецензии на книгу Виктора Бачли «Антропология архитектуры» сделана попытка проанализировать место архитектурных исследований (architecture studies) в теоретической дискуссии между социологами вещей и антропологами материальности. Автор анализирует, как В. Бачли использует концепт «материального регистра» (и стоящую за ним теорию «модальностей материального» Л. Альтюссера) для ответа на ключевой вопрос в антропологии архитектуры: что значит для здания быть одновременно материальным и архитектурным объектом?

Ключевые слова: антропология архитектуры, социология вещей, антропология материальности.

 

Дашковский П.К., Карымова С.М. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 252 с. (Елена Нам)

Рецензируемая книга представляет научный дискурс на стыке философии, культурологии, этнологии, археологии и истории. В результате проведенного анализа методологических оснований изучения предметной среды открывается перспектива рассмотрения вещи в единстве онтологических и семиотических характеристик. В качестве наиболее важных результатов работы можно отметить выделение форм функционирования вещей в традиционной культуре как вещь-знак, вещь-символ, вещь-медиатор, вещь-артефакт, вещь-маркер, вещь-сюжет. Рецензируемая монография является интересным, во многом новаторским трудом, который затрагивает и актуализирует широкий спектр исследовательских возможностей в изучении вещного мира в пространстве культуры как в синхронном, так и в диахронном аспектах.

Ключевые слова: предметная среда, традиционная культура, онтологический статус, символ.

 

Amy Whitehead. Religious Statues and Personhood: Testing the Role of Materiality. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2013. 216 p. (Дарья Дубовка)

Рецензия освещает основные положения книги Э. Уайтхед «Священные статуи и субъектность: оценивая роль материальности», согласно которой между сообществом верующих и почитаемыми ими статуями устанавливаются особого рода отношения, когда неодушевленные священные предметы приобретают свойства субъектов. Рецензия критикует это положение, показывая его уязвимость с точки зрения акторно-сетевой теории, и предлагает альтернативное объяснение этнографического материала Э. Уайтхед с помощью когнитивной теории П. Бойера.

Ключевые слова: агентность, субъектность, священные статуи, материальность в религии.

 

Jarret Zigon. Making the New Post-Soviet Person: Moral Experience in Contemporary Moscow. Leiden: Boston Brill, 2010. 257 p. (Лариса Дериглазова)

Рецензия представляет концепцию, методологию и композицию книги, кратко освещает основные темы, логику и аргументы автора. Книга дает интересные и объективные моральные портреты постсоветских русских.

Ключевые слова: нравственность, теория морального выбора, постсоветский человек.

 

Плетнева А. Лубочная Библия. Язык и текст. М.: Языки славянской культуры, 2013. 392 с. (Андрей Мороз)

Книга Александры Плетневой представляет собой критическое издание текстов нескольких лубочных Библий, снабженных подробными источниковедческими, лингвистическими и текстологическими комментариями. В большом и подробном Введении дается очерк истории появления, специфики источников, сюжетов, языка, а также восприятия лубочной Библии. Автор демонстрирует, какими путями шло формирование текста лубочных изданий Библии, как соотносятся текст и изображение, в чем особенности грамматики и графики лубочных текстов и т.д.

Ключевые слова: лубок, Библия, фольклор, язык, текстология, народная литература.

 

Клейн Л.С. История антропологических учений / Под ред. Л.Б. Вишняцкого. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2014. 744 с. (Юрий Березкин)

На протяжении нескольких десятилетий Лев Самойлович Клейн являлся и является своего рода достопримечательностью археолого-антропологического ландшафта Ленинграда / Санкт-Петербурга, оказав прямое или косвенное влияние на гуманитариев нашего города, да и на многих других. Его «История антропологических учений» — это монументальный труд, хотя и опубликованный лишь недавно, но в основном подготовленный еще в конце 1990-х гг., содержащий сведения о многих сотнях антропологов. Однако я не могу согласиться с основным подходом Клейна: изучать историю идей в отрыве от истории конкретных достижений соответствующей науки. Некоторые идеи, выглядевшие интересными и оригинальными, практическую науку почти не затронули, а некоторые исследователи, чьи концепции выглядят незамысловатыми, эклектическими или противоречивыми (среди них Франц Боас), оказали на развитие науки колоссальное воздействие. Практика и теория не похожи на телегу и лошадь — в лучшем случае это автомобиль и мотор. Автомобиль без мотора все же может найти некоторое применение, но автомобильный мотор без автомобиля — нет. Также я не согласен с использованием терминов типа «рабовладельческий строй» или «первобытное общество», созданных при советской власти или еще раньше и давно ставших бессмысленными окаменелостями.

Ключевые слова: Лев Клейн, история антропологии, практика и теория в антропологии, терминология, Франц Боас, Джеймс Фрэзер, Мэри Дуглас.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна