Антропологический форум. 2015. №27. Аннотации и ключевые слова


Исследования

Елена Березович, Галина Кабакова. Россия и Франция: диалог языковых стереотипов

В статье контрастивно изучаются культурно-языковые образы француза и «французскости» в русском языке, русского и «русскости» во французском. Анализируется ядро языковых образов — системно-языковые факты, во внутренней форме которых есть прямое указание на «русскость» или «французскость»: в русском языке — производные от этнонимов француз, галл и топонима Париж; во французском языке — производные от слов Russe, Russien ‘русский’, Cosaque ‘казак’ → ‘русский военный’ → ‘русский’, Moscou ‘Москва’, устар. Moscovite ‘житель Московии, русский’; кроме того, в поле внимания авторов попадают устойчивые сочетания, в состав которых входят указанные слова. Рассматриваются тематические сферы вторичной семантики: природа, история, материальная культура, досуг, духовная культура, человек социальный и физический. Авторы выявляют мотивацию языковых фактов и анализируют оценочную составляющую их семантики.

Ключевые слова: этнолингвистика, мотивология, этнонимическая и топонимическая деривация, русско-французские языковые контакты, языковой стереотип, деривационное гнездо.

 

Дмитрий Мухин. «В праздники обязуемся не работать»: к вопросу о крестьянском общественном управлении в Вологодской губернии в конце XIX — начале ХХ в.

В статье рассматривается вопрос о том, как традиционные представления крестьян, а также понимание закона местным чиновничеством на рубеже XIX–XX вв. формировали административную практику крестьянского общественного управления. Крестьяне принимали приговоры о запрете работать в праздники, чтобы подтвердить право общины на наказание нарушителей запрета. Но приговор, вводящий штрафы, мог рассматриваться местным чиновничеством как несоответствующий действовавшему законодательству. Поэтому крестьянское начальство могло в формулировках приговора использовать дополнительные ссылки на закон или отказываться от официального утверждения приговора. Решением схода могли не только устанавливаться санкции за нарушение запрета, но и определяться границы понятия «работа». Эти границы оказывались подвижными и зависели от внешних условий.

Ключевые слова: крестьянское общественное управление, крестьянские сходы, работа, праздник.

 

Теории заговора в современной России

Антропология и конспирология (Александр Панченко)

Во вступительной статье Александра Панченко обсуждаются проблемы и перспективы исследования теорий заговора в современной антропологии и других социальных науках. Соглашаясь с тезисом о том, что в эпистемологическом отношении теории заговора принципиально не отличаются от любых других теорий, автор указывает на специфическую эмоциональную суггестивность конспирологических нарративов. Именно эта особенность делает теории заговора действенным инструментом социализации.

Ключевые слова: теории заговора, коллективное воображение, власть и знание, эмоциональные сообщества.

 

Анна Разувалова. Конспирологический сюжет в фильме «Лермонтов» и «Дневнике кинорежиссера» Н. Бурляева: к вопросу об «этнографии эмоций» национально-консервативного сообщества

В статье рассмотрена трактовка режиссером Николаем Бурляевым сюжета «смерти поэта» в фильме «Лермонтов» (1986) и «Дневнике кинорежиссера». Мотивы масонского заговора против русской классики, циркулировавшие в национально-консервативной среде, открывают аффективные основания конспирологических построений и позволяют взглянуть на позднесоветских националистов как на «эмоциональное сообщество» (Б. Розенвейн). Бурляев воспринял критику своего фильма о «подлинных» причинах смерти Лермонтова как очередное доказательство деятельности тайных масонских структур и попытался описать собственную позицию в терминах открытого сопротивления скрытому врагу. Попытка публичного разоблачения Бурляевым механизмов заговора позволяет понять, как в ситуации общественно-политических перемен травматичные эмоции ущемленности и ресентимента работали в качестве «инструмента социабельности», создавая патриотическому сообществу нонконформистскую репутацию и превращаясь в важный источник политического действия.

Ключевые слова: теория заговора, масонский заговор, эмоциональное сообщество, депривация, позднесоветские национал-консерваторы.

 

Александр Панченко. Компьютер по имени Зверь: эсхатология и конспирология в современных религиозных культурах

Несмотря на то что проблема соотношения конспирологического мышления и религиозной культуры остается во многом противоречивой и дискуссионной, очевидно, что некоторые социальные явления и идеологические тенденции, опознаваемые нами как религиозные, обладают, если можно так выразиться, особой валентностью к конспирологическим объяснительным моделям. Статья посвящена группе «эсхатолого-конспирологических» сюжетов, играющей довольно заметную роль в массовой религиозной культуре современной России и, вместе с тем, обладающей довольно любопытной историей. Это легенда о «компьютере по имени Зверь», находящемся в Брюсселе и готовящем человечество к грядущему царству Антихриста. В статье предпринимается анализ генезиса, трансформаций и социально-исторических контекстов легенды, позволяющий также сделать ряд общих предположений о функциональной специфике конспирологических нарративов в современной культуре.

Ключевые слова: теории заговора, современная эсхатология, евангелическое христианство, общество слежки, компьютеры, Зверь Апокалипсиса, эмоциональные сообщества.

 

Жанна Кормина. Дрожжи-убийцы: гастрономическая конспирология и культура недоверия в современной России

В статье анализируются гастрономические страхи, связанные с употреблением в пищу дрожжевого хлеба. Распространенные в разных слоях российского общества, от православных фундаменталистов до симпатизирующих идеям нью-эйдж буржуа, эти страхи указывают на существование особой культуры недоверия — результата работы обывательского критического мышления. Объектом недоверия выступает государство и связанные с ним институты власти и контроля: наука, медицина, образование, система средств массовой информации. А главным объектом беспокойства становится вопрос личной свободы, который формулируется как забота о качестве жизни, здоровье и самосовершенствовании. Культура недоверия специфична для современного информационного общества, где вместо проблемы доступа к информации возникает вопрос ее достоверности, вкупе с необходимостью определять и переопределять критерии достоверности. В то же время она является реакцией на ситуации риска (У. Бек), связанные с диверсификацией знания и неспособностью оценить угрозы своей жизни со стороны невидимых вездесущих врагов, вроде ГМО или дрожжей. Особое внимание в статье уделено «новым интеллектуалам», которые, с одной стороны, используют страхи культуры недоверия, а с другой — сами их создают.

Ключевые слова: пища, потребление, «общество риска», «новые интеллектуалы», культура недоверия, постсоветская Россия.

 

Сергей Штырков. «Борьба асов с дэвами пронизывает все наше бытие»: конспирологическое воображение североосетинских интеллектуалов в поисках смысла национальной истории

В республике Северная Осетия-Алания, как и в целом в России, публичная полемика зачастую принимает форму конспирологических обвинений в адрес оппонентов. Основные «идеальные типы» предлагаемых в этом контексте нарративов можно определить как «заговор историков», «заговор жрецов» и «заговор спецслужб». Популярности таких нарративов способствует то, что в республике для объяснения реалий социальной жизни часто используется довод, построенный как ответ на вопрос «Кому это может быть нужно?», исключающий апелляцию к случайности. Кроме того, популярности банализированного варианта теории заговора способствует широко распространенный взгляд на мир как на пространство игры спецслужб, в которой активны не только враги, но и «наша сторона».

Ключевые слова: теория заговора, Республика Северная Осетия-Алания, православие, конспирология, религиозный традиционализм.

 

Рецензии

Phillip Vannini, Jonathan Taggart. Off the Grid: Re-Assembling Domestic Life. N.Y.: Routledge, 2015. 234 p. (Innovative Ethnographies). (Анастасия Карасева)

Книга Ф. Ваннини и Дж. Таггарта “Off the Grid: Re-Assembling Domestic Life” содержит феноменологию быта людей, отказавшихся от централизованного снабжения энергией, теплом, водой и едой. Она является частью мультимедийного проекта, также включающего сайт и фильм. В рецензии анализируется специфика использования авторами новых медиа, рассматриваются методологические проблемы исследования, в том числе связанные с его широкой публичностью.

Ключевые слова: инфраструктура, домашние практики, Канада.

 

Dаniel Z. Kаdаr, Michael Haugh. Understanding Politeness. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 295 p. (Екатерина Руднева)

В книге “Understanding Politeness” Даниэль Кадар и Майкл Хо предлагают подход к изучению взаимодействия с точки зрения (не)вежливости. Это качественное учебное пособие, состоящее из трех частей (Теоретическая рамка; Вежливость и время; Вежливость и социальное пространство: от сознания к обществу). Книга содержит подробные примеры анализа в рамках различных научных моделей, интерактивный материал для обсуждения и объяснения всех терминов. Данное издание может стать учебным пособием для студентов, специализирующихся в области прагматики, и ее стоит прочитать тем, кто занимается изучением вежливости в различных аспектах. Помимо анализа этой книги рецензия также содержит краткий обзор такого научного направления, как изучение вежливости.

Ключевые слова: вежливость, грубость, теория вежливости, историческая вежливость, прагматика.

 

Mark Sebba, Alexandra Jaffe, Jannis Androutsopoulos, Sally Johnson (eds.)Orthography as Social Action: Scripts, Spelling, Identity and Power. Berlin: De Gruyter, 2012. 392 p. (Language and Social Processes). (Елена Лубянкина)

Коллективная монография «Орфография как социальное действие: алфавиты, правописание, идентичность и власть» посвящена изучению орфографии как особого уровня репрезентации социальных представлений. Авторы поставили перед собой задачу доказать, что любой выбор письменности, выбор буквы, правописания, алфавита опосредован системой представлений о себе, своем и чужом языке. Издание содержит 14 глав, в которых авторы на примерах из разных стран, культур и времен показывают, как письменность становится частью более широкой языковой идеологии. Исследователи убедительно доказали, что орфографический уровень содержит все те социальные смыслы, что и устная разговорная речь — фокус подавляющего большинства социолингвистических исследований.

Ключевые слова: орфография, языковая идеология, отношение к языку, грамотность, графические аспекты письма.

 

Алексей КонккаКарсикко: Деревья-знаки в обрядовой практике и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 206 с. (Ольга Фишман)

Монография Алексея Конкка, известного специалиста по карельской этнографии, — это первое в отечественной и зарубежной науке и абсолютно оригинальное фундаментальное обобщение, посвященное изучению феномена «карсикко» — дерева-знака, характерного, но малоизученного явления прежде всего прибалтийско-финской культуры. Главный результат исследования — выявление территории бытования исследуемого явления в Северной Европе и соотнесение имеющихся данных с источниками по другим региональным традициям для решения вопросов происхождения и диахронической последовательности развития различных форм дерева-знака.

Ключевые слова: дерево-знак, обрядовая культура, прибалтийско-финские народы, феномен, универсалия.

 

Конференции

Нина Власкина, Денис Ермолин, Александр Новик, Светлана Рыжакова, Ирина Седакова. Утопии, реальность и культурное наследие в этнографии XXI в.

В обзоре освещается основная проблематика XII Конгресса Международного общества этнологов и фольклористов (Societe Internationale d’Ethnologie et de Folklore, далее SIEF), прошедшего 21–25 июня в Загребе (Хорватия) под общим названием «Утопии, реальность и культурное наследие: этнография XXI века». Одно из самых представительных гуманитарных научных событий, собирающих фольклористов, религиоведов, этнологов, антропологов, социологов, лингвистов и др., конгресс SIEF всегда демонстрирует современные актуальные темы и разработки, определяет направление будущих исследований и ставит перед учеными новые проблемы. 17 тематических блоков программы охватили практически все аспекты научного анализа, методических подходов и современных технических средств для сбора и обработки данных. Кроме обсуждения классических для этнологии и фольклористики традиционных тем (пища, ритуал, народная религиозность), а также тем, ставших особенно востребованными в последнее время (идентичность, миграции), были предложены новые подходы к изучению телесности, политических, гражданских и филантропических действий.

Ключевые слова: этнография, фольклор, утопия, реальность, городская антропология, перформанс, народный костюм, идентичность, меньшинства, гендер, границы, миграции.


Сайт журнала «Антропологический Форум»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна