АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2020. №46

 

АКАДЕМИЧЕСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ: СЛУЧАЙ ОСЕТИНСКОГО НАТИВИСТСКОГО АКТИВИЗМА

Сергей Анатольевич Штырков

Европейский университет в Санкт-Петербурге
6/1А Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
3 Университетская наб., Санкт-Петербург, Россия
shtyr()eu.spb.ru

Аннотация: В статье разбирается критика концепта «религия» в двух различных интеллектуальных проектах. Первый осуществлен социальным антропологом Талалом Асадом, который построил свой разбор концептуального аппарата современной антропологии как протест против европоцентризма современных социальных и гуманитарных наук. Эта критика сделала из Асада публичного интеллектуала, но не социального активиста. Второй рассмотренный случай — это деятельность активиста нативистского религиозного движения в Северной Осетии Даурбека Макеева, который работает над пересмотром доминирующего в российском обществе понимания религии. В ходе этой работы он проходит путь от этнического активиста к публичному интеллектуалу с перспективой занять социальную позицию регулярного академического исследователя религии. В условиях острой полемики с представителями более сильных религиозных институций он, как и некоторые другие активисты этнических религий, ищет новые методы легитимации своего проекта в глазах широкой общественности. Эти основания обнаруживаются в существующих в академии практиках пересмотра тех академических позиций, которые любую религию рассматривают в перспективе ее соответствия нормативно понимаемому христианству. Во многом воспроизводя аргументы постколониальной культурной критики, Макеев ищет в пространстве социальных наук те теории религии, которые могли бы снять оппозиции между сферами религиозного и секулярного, индивидуального и социального. Он находит свою теорию в подходах, которые дискурсивно размывают границу между академическими практиками и техниками духовного поиска и самосовершенствования, а именно в трансперсональной психологии, которая помещает сциентистскую аргументацию в поле духовных поисков нью-эйджа.

Ключевые слова: концепт религии, постколониальная критика, религиозный нативизм, трансперсональная психология, Талал Асад, Даурбек Макеев, Республика Северная Осетия — Алания.

Для ссылок: Штырков С. Академическое религиоведение и антиколониальный протест: случай осетинского нативистского активизма // Антропологический форум. 2020. № 46. С. 127–154.

doi: 10.31250/1815-8870-2020-16-46-127-154

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/046/shtyrkov.pdf