АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Елена Ермакова

Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области  

Введение
Хронология
Явление колодца
Топография
Путь/маршрут к колодцу
Место
Источник
Паломничество
Вода
Растения и земля
Иконы
Обеты
Дети и колодец
Библиография

 

Топография

В дореволюционное время, а также до укрупнения колхозов место, где сейчас находится колодец, было окружено множеством деревень – «раньше деревень на каждом шагу» [Инф. 44, женщина, 1950 г.р.]. Сам колодец назван по имени деревни Криванково, которая находилась в метрах пятистах от него в сторону д. Некрасова. Сейчас на ее месте осталось лишь несколько тополей, заросли одичавшей малины и бугорки на месте домов.

Об исчезновении этой деревни мало кто помнит. Примерное время – после 1930-х гг. По сообщению нашего информатора, «на Криванково жили моей матери братья <...> три брата Трýфановы. Марфа Ивановна Труфанова – маминой матери мать. Все были охотники. <...> Криванково не было уже в тридцатых годах. <...> Было три дома» [Инф. 31, мужчина]. По мнению жителя с. Юргинского, «Криванково не стало после укрупнения колхозов» [Инф. 43, мужчина 1955 г.р.]. Все остальные свидетельства фиксируют исчезновение этой деревни позже: Криванково не было в 1946 году [Инф. 3, женщина 1922 г.р.]; в 1962 году [Инф. 6, женщина 1933 г.р.] (другими, более ранними сведениями информаторы не располагают). Одна женщина сообщила: «От людей я пользовалась слухом, что рядом была деревня, называлась деревня Кривянкова, и как наступала ночь в 12 часов, били колокола и люди, кто там жил, забоялись и все разъехались кто куда, и не стало этой деревни» [ЛА, № 5] (ср. с описаниями явления колодца, где также фигурирует колокольный звон).

Следующее «кольцо» в топографии Криванковского колодца – близлежащие деревни. По сообщению информаторов, рядом с Криванково были расположены деревни Половинка, Гребешки, Петровка. «Мы жили на Петровке – как раз коло нас, согру [1] перейдешь – и Криванково» (до колодца не было и полкилометра) [Инф. 28, женщина 1937 г.р.]. По сообщению О.А. Чередовой, до колодца «от Половинки налево через лес»; «Половинка находилась между Криванковой и Колычевой» [Инф. 44, 1950 г.р.]. Житель с. Юргинского отметил: «От Половинки до колодца было 6 километров» [Инф. 43, мужчина 1955 г.р.].

Сейчас существуют д. Некрасова (самая ближняя деревня к колодцу, по сообщению О.А. Чередовой, с 2009 г. заброшена), д. Дегтярева (между д. Некрасова и с. Шипаково), с. Шипаково, д. Колычева (между д. Некрасова и с. Юргинским).

В окрестных населенных пунктах останавливались шедшие к колодцу путники на ночлег, так как выходили из своих сел и деревень, как правило, накануне в четверг и шли, по обычаю, пешком. Один из паломников вспоминает: «Мама моя и бабушка говорила: раньше не ездили на технике. Пешком. Двадцать-тридцать километров придут, у кого-нибудь ночуют <...> и раньше пойдут. И обратно идут» [Инф. 9, мужчина 1923 г.р.]. Из опроса паломников: «Собираются старушки... Наканун-то ходили пешком. Ночевали в Дегтяревой и в Некрасово. В четверг выходили из деревни, ночевали в этих деревнях или в Шипаково, или кто где сумет, а утром рано-рано, до солнышка, пойдут пешком до самого места. Шли кто как [не обязательно все вместе. – Е.Е.], босиком» [Инф. 39, женщина, 1929 г.р.]. Одна из информаторов отметила: «Она [мама. – Е.Е.] рассказывала, что верующие из с. Володино, где наша семья в то время проживала, ходили пешком на место, где находился колодец с водой. Уходили после обеда, а возвращались на другой день поздно вечером» [ЛА, № 3].

По рассказам бабушки (1906 г.р.) О.А. Чередова знает, что у ее прабабушки Натальи Симеоновны Петровой (1876 г.р.) останавливались паломники, для которых она топила баню. По словам другого нашего информатора, паломников было так много, что «в деревне негде пошевелиться было» (видимо, в д. Некрасова, откуда он родом) [Инф. 18, мужчина, 1938 г.р.].

Еще одно «кольцо» образуют населенные пункты Юргинского и других, как правило, соседних районов. Одна женщина сообщила, что, по рассказам ее мамы, к колодцу приходили из других районов [ЛА, № 6]. Из опроса паломников: «До сих пор идут босиком, из Голышманова приезжают, обувь снимают...» [Полевой дневник автора]. Еще один информатор приводит воспоминания своей мамы о том, что «даже люди, сколько она помнит, ходили пешком, и очень издалека, что даже ходили из Тобольска, там есть прямая дорога, она называется Екатеринин тракт» [ЛА, № 4].

Паломникам-юргинцам важно признание своего святого места: по словам О.А. Чередовой, в 1980-х гг. одна «девушка ездила в Киево-Печерскую лавру и, оказывается, там про наш колодец знают» [Инф. 44], как и его связь с другими известными святыми (почитаемыми) местами. Один из наших информаторов связал Криванковский колодец с источником в Каменке, под Тюменью [Инф. 26, мужчина], а та же Чередова отметила, что в Девятую Пятницу на Южном Урале было явление Табынской иконы – «там тоже источник явился» (с иконой Табынской Божией Матерью она шла в крестном ходе к Криванково в 2008 г.) [Инф. 44].

 

Путь/маршрут к колодцу

Можно говорить о двух подходах к Криванковскому колодцу. Первый – от с. Юргинского через д. Колычеву. Второй, которым едут в настоящее время, – от с. Юргинского через д. Некрасову, затем примерно за километр до колодца начинается пеший крестный ход (для тех, кто едет организованно).

Несколько лет назад в д. Некрасова поставили крест. По сообщению ее жительницы, «как поп стал сюда – взяли сделали крест. Года три ему, четыре. Заходили по-первости... Приедут из Юрги, подходит [к кресту. – Е.Е.], помолится. Прошлый год не было и нынче не было [паломников у креста. – Е.Е.]», т.к. из-за плохой дороги паломников стараются подвезти на автобусе как можно ближе к колодцу [Инф. 6, женщина 1933 г.р.].

О.А. Чередова рассказала: «В 1990 или 1991 г. я все-таки говорю: "Пойдемте". Отец у меня знает, как прямо ходить туда. Дорога к Криванково: едут по асфальтовой дороге до Некрасова, потом, получается, заворачивают обратно, там какие-то болота. Есть деревня Колычева, были дороги обозначены, раньше деревень на каждом шагу». Она так описывает свое первое паломничество к колодцу: «Когда мы пришли первый раз на Криванковский колодец, то от дороги к святому месту шли через поле, была круглая ямка, в которую ставили иконы и свечи, клали пред иконами деньги, платки, полотенца, конфеты, стряпню. Был обозначен край леса. С краю леса росли осинки высотой в 1,5–2 метра. Сам колодец находился вправо от ямки в низине, но некоторое пространство вокруг колодца без деревьев и кустарника. Сруб в колодце был старым. Доставали воду ведром на веревке (шнуре)» [ЛА, № 8]. Другая паломница отметила: «Раньше к колодцу дороги не было – все было засеяно, и тогда напрямую через Колычеву шли, направо от колодца» (еще в 1980-е гг.) [Инф. 41, женщина 1931 г.р.].

Те, кто шел из дальних населенных пунктов со стороны с. Юргинского, останавливались в райцентре: «Ходили, ходили сами... Из всех деревень. Даже из Чаши, из Бучихи шли с ночевками по три дня, пешком. Первый день остановка в Юрге, дальше в Колычево. Останавливались у знакомых. От Колычево в этот день, в Девятую Пятницу, они как раз приходили сюда» [Инф. 11, женщина 1950 г.р.].

 

Место

Криванковский колодец находится в заболоченной низине, на краю смешанного леса (из деревьев – осина и береза) с зарослями кустарника. Житель с. Юргинского так описывает это место (он производил в этом районе мелиоративные работы):

Озеро Серебряшка рядом с Криванково. На краю этого озера – колодец. Машины оставляли – через канал ходили, через болото. С обратной стороны Криванково. Это болото осушено. От озерца остались небольшие стекла [2]. Там рыба водится. Весной в каналы заходит рыба – щука, с Тапа [река Тап. – Е.Е.]. Заросли кустарника в метрах пяти были от колодца, он был на берегу озера. Как берег озерца был. Стекла остались в метрах трехстах. Есть метров по 50 стекла, самое большое. Это надо через 3 канала переходить. Нынче сухо. Было 8 осушительных каналов, они выходят в один магистральный канал, вода уходит в речку Тап. Каналы осушали, чтобы заготавливать сено, площадей не хватало. Потом там добывали торф [Инф. 43, мужчина 1955 г.р.].

Мы жили на Петровке – как раз коло нас согру перейдешь – и Криванково. Согра – низина. Ни травы нет, никого, одни осины растут» (1970–80-е гг.) [Инф. 28, женщина 1937 г.р.].

Раньше к колодцу дороги не было – все было засеяно [Инф. 41, женщина 1931 г.р.].

Вот мы на етим Криванково там у нас загоны были, доили коров [Инф. 46, женщина 1929 г.р.].

Те информаторы, которые хорошо знают это место, сообщили, что сейчас колодец переместили чуть ниже, «к болотцу» (заболоченный край озера Серебряшка). Говорят также об изменении качества воды в колодце (по разным причинам, см. ниже), а также изменении (перемещении) культовых объектов – ямки для свечей, места часовни, сруба колодца. Житель с. Юргинского рассказал, что «раньше ключ был на чистом месте, кусты не доходили до него. Раньше был сруб. Барабана не было, тянули ведро на веревке. Рабочие пили ее. Года 2–3 [назад] ямку для свечек переместили, сделали ближе к часовне. Установили крест, он вкопан в землю. Набирали воду здесь, трехлитровые термоса. Она почти не застаивалась, часто черпали, так как были поля, черпали и комбайнеры. Сейчас полей нет, вода застаивается» [Инф. 43, мужчина 1955 г.р.].

По словам жительницы д. Некрасова:

Инф. Свечки – полянку расчистили и втыкали. Я за упокой, потом за здравие – в другое место. Хотела я в церкву сходить. Он на том же месте. Только он был низменный, только вода была вкуснее... Сейчас почему стала такая вода? Атмосфера такая, сейчас все меняется. – Соб. Там бревна лежат кучей? – Инф. Начинали делать часовню. То ли кто подпалил... Не покрыта ниче была, просто сруб стоял. Обливались (она также отметила, что в молодости вместо колодца была только ямка, у которой на Девятую Пятницу «старушки сидели с иконами») [Инф. 6, женщина 1933 г.р.].

Там воды море – рядом болото. Колодец не запахивали. Ямка така была выкопана. Туда и деньги клали, все туда клали, туда иконы ставили [Инф. 23, женщина 1941 г.р.].

О.А. Чередова рассказала, что одна женщина (уроженка д. Хмелевка, сейчас живет в Иркутске) пыталась построить часовню на Криванково: «Бревна бывшей часовни – церковь из Некрасова, потом был клуб, потом бесхозное. Разрешил Замятин перевести бревна для часовни. Эта часовня стояла в нескольких метрах от нынешней купели. В эту часовню не заходили. Купола не было. Иконы вешали на внешнюю стену. Первый год часовня стояла без крыши, потом с крышей» [Инф. 44]. По сообщению другого информатора, «поставили купальню, т.к. люди там обливаются, змеи ползают, люди раздеты. Часовенку сдвинули трактором. Не стали разбирать, а оставили для костра, дыма от паутов, комаров, чтобы люди не мерзли» [Инф. 26, мужчина]. Еще одна паломница отметила, что теперь сделан другой колодец, не на прежнем месте: «Этот колодец мне не поглянулся. Она мутная. А там был глубокий колодец, и вода была как слезиночка. Эта вода вся мутная, даже с глиной. Старый колодец был на месте, где часовенка поставлена. Так я слышала от старых людей» [Инф. 13, женщина 1935 г.р.].

Источник, он давно идет, источник. Он сначала на поле был, потом насыпали, видимо, да что-то. Он сейчас в другом месте, немножечко в сторонке. Ямка была раньше сантиметров 30 глубины, большие иконки стояли на бугорчике, маленькие рядом. Был бугорок, туда ставили иконки (наверно, были подпорки, столбики). Если маленькие иконки, ставили в ямку иконки, а со стороны колодца стояли люди, туда не ставили икон [Полевой дневник автора].

На месте колодца стояла раньше часовенка, там ямка. Интересно че – весь год ее не берут, приедешь через год – ведь она така же свежа бывает вода-то. Сейчас она позастойней стала. Заливает. Иногда заливает колодец – он полный [Инф. 18, мужчина 1938 г.р.].

[в начало][предыдущая страница][следующая страница][в конец]


[1] Согра – «низина, широкий овраг с пологими склонами» [Лабунец 2003: 145]. [к тексту]

[2] Стекло – «окно чистой воды в зарослях камыша» [Лабунец 2003: 148]. [к тексту]