АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Елена Ермакова

Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области

Введение
Хронология
Явление колодца
Топография
Путь/маршрут к колодцу
Место
Источник
Паломничество
Вода
Растения и земля
Иконы
Обеты
Дети и колодец
Библиография

 

Источник

Описание самого ландшафтного объекта – источника – у разных информаторов расходится, что может быть вызвано как тем, что некоторые из них только слышали о колодце, так и разными временными пластами, о которых они вспоминают. В версиях информаторов, описывающих святое место, звучат разные номинации природного объекта: ручей, фонтан, фонтанчик, ключ, ключик, родник, причем изначальная рукотворность отрицается: «Колодец – яма была просто <...> мы пили оттуда. <...> Колодца не было, просто яма» [Инф. 16, мужчина 1934 г.р.]. Женщина из г. Ялуторовска рассказала, что «8 лет назад была ямка небольшая, кружечками наливали водички. Туда спускались, кружечками начерпывали. Полметра. В этой ямке накапливалось, накапливалось. Людей было поменьше» [Инф. 15].

Колодца не было раньше, бабушка говорила про родник из земли. Во время советской власти его закапывали, чтобы люди не ходили сюда. Трактор приезжал и закапывал. Все равно вода пробивалась из недр [Инф. 11, женщина 1950 г.р.].

Раньше ключ был на чистом месте, кусты не доходили до нее. Заросли кустарника в метрах пяти были от колодца, он был на берегу озера [Инф. 43, мужчина 1955 г.р.].

В версиях о происхождении этого места, цитированных выше, речь идет то о колодце, то об источнике. По определению, колодец – освоенное, огороженное, выстроенное (окультуренное) человеком пространство (в отличие от источника – естественного места выхода на земную поверхность подземных ключей) [Виноградова 2002: 209–210] [1]. Что любопытно, в некоторых записях речь идет только о колодце, который изначально был целебным: «Стали копать колодец. Выкопали. Значит, вот эта целебная вода» [Инф. 44, женщина 1950 г.р.]; «Это, говорит, Иисус Христос туда спустился, и на том месте выкопали колодец» [Инф. 27, женщина 1948 г.р.]; «Не было родника, был колодец» [Инф. 28, женщина 1937 г.р.]. Об источнике (само по себе нейтральное обозначение) говорится в таком контексте: «Почитанию источника всего около ста лет» [Инф. 16, мужчина 1934 г.р.]; «Появился источник, в народе назван Криванским колодцем Св. воды» [ЛА, № 2].

Наконец, некоторые информаторы говорят одновременно о ручье, о ключе и о колодце:

А Кривянка там че, ручей бьет? Там Богу молятся, да? Я ни разу на Кривянково не был. Я слышал, там с Юрги ездили, что вот там ручей, что типа не ручей, а бьет фонтан. Там ключ бил. Те года бил он, а потом его запахивали, этот колодец, чтоб не ходил народ. А потом снова его разделали. А сейчас там сруб сделанный [Инф. 24, мужчина 1936 г.р.].

Инф. А Криванково... Тама, знаешь, это – дед это рассказывал. Даже видал и был. Там было это какой-то, знаешь, фонтан из земли шел. Это, как сказать, ручей. Из земли шел и шел, и шел. Вода прозрачная, говорит, прозрачная. А потом, говорит, колхозы-то эти были как, его распахали. Распахали эту Кривянково, а оно все равно вода, вот и идет, и идет, и идет, и идет такая вода. Хорошая это. Вот люди-то ходили все туда. Все равно. А потом вот в эти годы-то как будто бы восстанавливают эту Кривянково-то. Как будто бы срубчик сделали там, колодец. – Соб. А он откуда знает про колодец? – Инф. А он, знаешь, механизатором был <...> и он даже видал этот колодец, ручеек, когда его распахали [Инф. 12, женщина 1925 г.р.].

Яма была глубокая, как колодец, и ладом-то не оборудован был. Теперь-то его оборудовали [Инф. 3, женщина 1922 г.р.].

По сообщению О.А. Чередовой, «когда мы пришли в 1991 году к колодцу на Девятую Пятницу, то колодец был неглубокий, сруб – старый. В 1997 году, когда приезжала В.Н. Евдокимова, под ее руководством молодые люди вычерпывали воду, спускались и доставали стекло, ржавые ведра и др. В тот год вода мутной не была, вкусная. С 1997 года мне пришлось набирать воду мутную и с запахом. Но потом она отстаивалась и запах исчезал. Хранилась долго (до 10 лет)» [ЛА, № 8].

По-видимому, в этих местах с высоким уровнем воды под землей находится множество ключей, и некоторые из них, как Криванковский, выходят на поверхность. Так как новый колодец находится ближе к болоту – «старый колодец был на месте, где часовенка поставлена» [Инф. 13, женщина, 1935 г.р.], то и вода в нем изменила свои свойства, имеет сероводородный вкус, мутная. Чтобы избавиться от этого, перед Девятой Пятницей воду из колодца полностью вычерпывают [Инф. 26, мужчина].

 

Паломничество

По воспоминаниям старожилов, «еще старики были, дак до стариков еще этот колодец, это Криванково... Со всех деревней съезжалися, Богу молилися» [Инф. 36, женщина, 1925 г.р.]. Это объяснение цели паломничества, повторенное многими информаторами в разной огласовке (например, «ходили на Криванку – Богу молились» [Инф. 6, женщина, 1933 г.р.]), позволяет предположить, что колодец стал некой заменой разрушенным церквям и часовням (видимо, эта функция актуализировалась как раз в 1930-е гг.), которых в округе было немало. Сюда были перенесены многие церковные практики: на колодце читали молитвы, исполняли песнопения, обращались к иконам, большая часть которых была перенесена из разрушенных храмов, освящали возле них принесенную еду, вещи, набирали святую воду, выполняли «обеты», «снимали» грехи, ставили свечи, крестились.

Официальным документом о функционировании колодца и паломничестве к нему является записка КГБ от 1 сентября 1958 г.:

Секретарю Тюменского областного
комитета Коммунистической партии
Советского Союза
тов. Косову В. В.
В Юргинском районе, Тюменской области в пяти километрах от деревни Шипаково в местечке Криванково ежегодно 25 июня в так называемую «девятую пятницу» собирается большое количество богомолов (до 400 человек) в основном преклонного возраста из Юргинского, Ялуторовского, Вагайского и некоторых других районов.
В указанном месте религиозники совершают религиозные обряды, берут «святую воду» из имеющегося там колодца и вносят денежные пожертвования. Собранные денежные средства сдаются под расписку в Шипаковский сельский совет.
Так, в 1957 году из собранных средств сдано в сельсовет 1200 руб., а в 1958 году 1300 руб. Эти деньги сельсоветом перечисляются в госбанк по статье «случайные поступления» и используются для нужд сельсовета.
И. О. начальника Управления Комитета госбезопасности при Совете Министров Союза ССР по Тюменской области
полковник (Смелянчук)
[ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3894. Оп. 2. Д. ЗЗ. Л. 135]

В документе указывается дата – 25 июня, как время ежегодного собрания на колодце, что не совсем точно, т.к. Девятая Пятница – переходящий праздник, каждый год выпадающий на разные дни. Впечатляет количество верующих – около четырехсот. Сами паломники, вспоминая те времена, отмечают: «Сильно много народу было» [Инф. 6, женщина 1933 г.р.]. В настоящее время точное количество паломников назвать нельзя, т.к. как они прибывают в течение всего дня; вполне возможно, что это количество близко к приведенной цифре, однако организованно в крестном ходе участвует примерно 30–40 человек (2008 г.). Один из паломников отметил сокращение числа людей: если в 2004 г. было заказано 4 автобуса, то в 2005 г. – 3, в 2008 г. – 1, а в 2009 г. – 2 автобуса [Инф. 26, мужчина].

Илл. 2. Крестный ход на колодец, 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского

Илл. 3. Прохождение под иконами, 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского

К колодцу шли рано утром, «рано-рано, до солнышка», с иконами. «Бабушки старались празднично одеться» [Полевой дневник автора]. Под иконами проходили, затем старушки садились с иконами у ямки: «Была только ямка, у ямки старушки сидели с иконами. <...> Те года просто ходили старушки с иконами, посидят, поговорят, помолятся» [Инф. 6, женщина 1933 г.р.]. Мы располагаем свидетельствами, что у колодца в определенные промежутки времени (точно не установлено) появлялись и служили монахини (их вряд ли можно назвать хранителями колодца, если говорить об институте «хранителей» [Панченко 1998]). О.А. Чередова сообщила: «Монашки уходили и в эту глухомань приходили. Когда Девятая Пятница – монашки приходили и игуменья была. Службу они знали и служили». По ее сведениям, монашки «до 50-х годов служили, даже больше», жили они «где-то в деревне, не то в Лабинской какой-то деревне» (с. Лабино Юргинского р-на) [Инф. 44]. Другой паломник отметил: «Одна женщина приходила сюда в середине 50-х и говорила, что приходили сюда из Ишима с монастыря, игуменья с посохом» [Инф. 26, мужчина] [2]. На колодце пели «старухи»:

Инф. Молиться ходили. <...> Особенно старух было. Они пели, хорошо пели. <...> – Соб. А они какие-то там песни пели? – Инф. Молитвы пели. <...> – Соб. А кто службу служил? – Инф. А службу из Володиной старуха была которая, Анна, и из Некрасовой, из Шипаковой старушки. <...> Сейчас в церкви поют не так, не так, все равно не так. Там вот они пели – все плакали. Плакали. Вот так за душу задевало! Вот стоишь и сами слезы так и льются [Инф. 13, женщина 1935 г.р.].

По рассказу другой женщины (м.ж. – г. Ялуторовск), на Криванковский колодец заходили просить дождя:

И бабушки все ходили с иконами по полям и просили дождичка – и дождичек шел. Пешком ходили. Они шли из Володино, в Колычево, потом вот в Некрасово, и вот здесь вот молились, и обратно тоже шли с иконами по полям. Ходили по полям с иконам, чтобы прошел дождичек, потому что 47-й год был засушливый, голодный, и после этого сколько было, я вот помню, уже большенькая была, но помню, как ходили все бабушки [Инф. 15, женщина].

Как отмечается на страничке Ялуторовского благочиния, «в конце 1993 – начале 1994 года возобновилась деятельность прихода Свято-Троицкой церкви. Приход храма старается возродить традиции Крестных ходов на Святые источники. Еще в начале 20 века, вблизи деревни Криванково Юргинского района, забил святой источник. Со всех деревень района притекал к нему народ. Крестный ход к источнику, с иконою, совершается в девятую пятницу по Пасхе» [Село Юргинское].

В начале 1990-х гг. «сами делали молебен, потом приезжали батюшки из Голышманово, из Тюмени, потом свой батюшка появился». По письменному сообщению, «приехал в Юргу из Голышманово отец Анатолий и привез автобус паломников» [ЛА, № 6]. Один из паломников отмечает, что сейчас «в сам крестный ход служат молебен, читают акафист» [Инф. 26, мужчина]. На колодце служится водосвятный молебен.

Илл. 4. Водосвятный молебен. 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского

Илл. 5. Освящение воды в колодце, проводится о. Андреем. 2009 г. Фото автора

Как заменил наш информатор, в день паломничества стоит хорошая погода: «Накануне приезжаешь – пауты [оводы. – Е.Е.] закусывают, в сам день сильно не кусают. Клещи никого не кусали» [Инф. 26, мужчина]. По сообщению О.А. Чередовой, «в 2005 году с [имя] молились, и я отметила, что пауты и мошки не кусают, а раньше кусают, когда без батюшки молились» [ЛА, № 8].

По рассказам информаторов, с этим местом связано множество других чудес. Так, по легенде, рассказанной нам О.А. Чередовой, «один человек держал мать при себе, и она в тягость ему была. И так она ему надоела, что он говорит: "Мне лучше змею выкормить, чем тебя". И вдруг у него за пазухой поселилась змея, вокруг шеи, да опять обратно за пазуху, он ее накормит, она опять к нему за пазуху. И он понял свой грех, и пошел на Девяту Пятницу помолиться, видимо, очень каялся в своих грехах, и эта змея-то от него ушла. Чудо такое было» [Инф. 44].

На колодце происходят исцеления: «Исцеление идет большое. У нас нынче приезжала женщина, она ходила крестным ходом, маленькая была. Она от рождения слепая была. И вот, говорит, «меня бабушка привела туда, на Криванково». Она ее там умыла – и она прозрела. Она сразу же там прозрела. Она и сейчас зряча. <...> Она живет в Заводоуковске» [Полевой дневник автора].

Кроме того, на колодец идут для духовного очищения: «Я знаю, у нас соседка была. Жара была тоже. И она очень-очень болела. И у нее лежала новая скатерть, вязаная, так красиво расшитая, хорошая. И вот она ее взяла, и они с мамой пошли босиком. И она оттуда пришла, очень довольная, она говорит: Я духовно очистилась. А через неделю она умерла, она лежала вообще, она говорит: Все, я очистилась» [Полевой дневник автора].

Особое отношение к этому месту характерно не только для женщин, но и для мужчин, которых немало у колодца. Так, наш информатор сообщил, что «в Некрасово беседовал с мужиком: моет трактор в воде Криванково – «помою, год не ломается». Этот человек довозил его до колодца: «До этого курил, а как стал подъезжать к колодцу – и папироску выбросил. Я даже удивился» [Инф. 26, мужчина].

[в начало][предыдущая страница][следующая страница][в конец]


[1] О социокультурной функции колодца в традиционной культуре старожилов и новопоселенцев Тюменской области см. в нашей статье: [Ермакова 2007: 158–162]. [к тексту]

[2] В Тобольской губернии были следующие женские монастыри: Иоанно-Введенский, Кондинский, а также Обдорская женская община и Рафайловская женская община [Справочная книга Тобольской Епархии... 1913: 9–10]. [к тексту]