АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Елена Ермакова

Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области

Введение
Хронология
Явление колодца
Топография
Путь/маршрут к колодцу
Место
Источник
Паломничество
Вода
Растения и земля
Иконы
Обеты
Дети и колодец
Библиография

 

Вода

Вода в Криванковском колодце в рассказах информаторов наделяется особыми свойствами: она сохраняет свои качества несмотря ни на что – «ее ничем не могли испортить, чистая очень» [Инф. 1, женщина, 1995 г.р.], и ее появление, равно как и будущее исчезновение (ср. легенду выше), не связано с волей человека – «она ведь, вода, иногда не показывается» [Инф. 30, женщина 1956 г.р.].

Большинство паломников при посещении колодца пьют из него, умываются, обливаются водой прямо на месте. Многие умывают лицо, грудь, окатывают голову, а в купальне, построенной в 2007–2008 гг., обливаются целиком. Купальня представляет собой сруб с крышей, внутри настлан дощатый пол, на стене повешены икона, полотенце, ведро (их не снимают, судя по нашим наблюдениям, и после Девятой Пятницы). По словам информатора, купальню поставили, «так как люди там обливаются, змеи ползают, люди раздеты» [Инф. 26, мужчина]. Желающих обливаться достаточно много, в основном это женщины (в целом их большинство). По сообщению одной паломницы, «обливаться водой нужно три раза – ковшиком или ведром. Со словами "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"» [Инф. 15].

Илл. 6. Купель возле колодца. 2009 г. Фото автора

Илл. 7. Остатки старой часовни возле колодца. 2009 г. Фото автора

Илл. 8. Криванковская вода и ветки березы. 2008 г. Фото автора

При посещении колодца паломники обязательно набирают из него воду, в основном в лечебных целях, веря, что она исцеляет «от недугов и болезней» [ЛА, № 2]. Воду берут с запасом на год, и объем зависит только от возможностей автотранспорта. Некоторые запасаются пятидесятилитровыми флягами (в том числе для домашней скотины). Благоговейное отношение к криванковской воде сказывается в том, что ее порой хранят на божничке, в красном углу, рядом с иконами. Хотя гораздо чаще ее держат в кухонном столе, шкафу, холодильнике (отмечая, что «водичка» годами не портится).

Воду используют как лечебное средство в народной медицине, ветеринарии, как оберег. Как сказала паломница из с. Шипаково, «водичкой умываемся, пьем, дом брызгаем, скотину брызгаем, все вокруг брызгаем. Когда заболею – пью, и детей пою» [Инф. 20, женщина 1966 г.р.]. Все опрошенные верят в целебную силу воды из колодца, особенно в день Девятой Пятницы. Воду называют святой, хорошей, лечебной, целебной, мотивируя это тем, что она «помогает» или что она освящена. Некоторые информаторы сравнивают ее с крещенской водой (например: [Инф. 39, женщина 1931 г.р.]). Когда нам передавали набранную воду через оградку колодца, одна из женщин заметила, что «через забор нельзя водичку брать» [Инф. 15].

Воду пьют как универсальное общеукрепляющее средство. Применяют ее и целенаправленно при разных болезнях – для лечения ног и глаз, если есть «проблемы со стулом» и т.д. Через воду исцеляются «и ноги, и душа. Главное, чтоб душа» [Инф. 30, женщина, 1956 г.р.].

Приведем рассказы информаторов о целебной силе криванковской воды.

Да хоть от каких [болезней пьет воду. – Е.Е.]. Я вот на ногах не могла ходить – я специально ходила обвет дала, что на Криванково пойду, чтоб у меня только ноги остановилися. Идти не могла, и все равно я пошла пешком. Я говорю – взад-перед пойду домой пешком. Так и сходила. А потом мне ногам стало легше и легшее, и легше, щас хожу [Инф. 28, женщина 1937 г.р.].

Сначала мужчину на руках приносили, теперь он на костылях приходит. Вода вылечила [Полевой дневник автора].

Одна женщина говорила, что нога сильно болела – после купели забыла о боли [Инф. 7, мужчина, 1947 г.р.].

В домашних условиях воду применяют для умывания и внутрь, без вербального компонента, когда «приболеют» [Инф. 27, женщина, 1948 г.р.]

Соб. А что она делала? – Инф. Очищала. Тело очищала, тело мягко делалось и не болело [Инф. 28, женщина 1937 г.р.].

Все говорят, что кака-то свята вода. Освещена как... Мы привозили... Пьешь и все [Инф. 40, женщина 1929 г.р.].

Некоторые наливали воду в небольших количествах в умывальник. Для лечения уроков, сглаза у детей в обряде могут использоваться уже наговоры. Одна паломница «никаких слов» не знает, но, когда пьет воду, произносит «Господи, помоги!» [Инф. 38, женщина 1958 г.р.]. Есть те, кто рекомендует «воду пить каждое утро натощак» [Инф. 7, мужчина 1947 г.р.]. Одна из наших информаторов вспомнила случай, кода ее маленький сын упал в чугунку с горячей водой. Он закричал, показывая на божничку, где стояла вода с Криванковского колодца: «Подайте мне вон той водички!» [Инф. 42, женщина 1929 г.р.].

В ветеринарии воду используют для лечения скотины – обрызгивают или поют ее: «Вот эта святая вода помогает. Вот, например, скотина кака-то заболела, вот, например, корова, брызнешь – кажется, помогает. На корову или там по углам стайки побрызгаешь» [Инф. 38, женщина 1958 г.р.]; «Скота поили» [Инф. 13, женщина 1935 г.р.]; «Флягами берут воду, чтобы скоту в пойло добавлять» [ЛА, № 8]. По сообщению еще одной женщины, этой водой «дома окропляют. Всякое действие лукавого врага бежит от прикасания» [Инф. 34, 1964 г.р.]. Выше уже упоминался случай необычного использования воды: в д. Некрасова наш информатор беседовал с мужчиной, который мыл «трактор в воде Криванково», после чего он «год не ломается» [Инф. 26, мужчина].

Если говорить о приуроченности к Девятой Пятнице, то некоторые информаторы отмечали, что целебной силы воды могут быть и не связаны с этой датой: «А нынче не ходила, не набрала. Я думаю, можно, поди, в любое время» [Инф. 38, женщина 1958 г.р.]. Обязательным условием исцеления является вера: «И в газетах пишут, что кто бывает там, что лечутся, и кто Господу Богу преклоненный, это, всей душой, оне, знаешь, веруют это все, и говорят, что исцеляет эта водичка-то» [Инф. 12, женщина 1925 г.р.]. Свойства криванковской воды связывают с внутренним состоянием самого человека:

Соб. Что-то особенное в этой водичке? – Инф. Верю, что да, особенное. – Соб. А что особенное? – Инф. Не знаю, как сказать, наверно, внутри что-то особенное и в водичке особенное, раз мы верим в это, значит, думаем, что все равно помогает. Сила есть, и должна она, мы на это надеемся [Инф. 20, женщина 1966 г.р.].

Качество воды из-за перенесения места колодца ближе к заболоченному лесу изменилось. По словам информаторов, которые застали старый источник, «сейчас теперь другой колодец. Не на том месте. Этот колодец мне не поглянулся. Она мутная. А там был глубокий колодец, и вода была как слезиночка. Эта вода вся мутная, даже с глиной» [Инф. 13, женщина 1935 г.р.]. Кроме того, в настоящее время воду используют гораздо реже, ограничиваясь днем Девятой Пятницы, тогда как раньше воду пили колхозники и мелиораторы (рядом были засеянные поля, фермы и болота, которые осушали). Житель с. Володино рассказал: «Я раньше на тракторе робил... Колодец – яма была просто. Мы пили оттуда» [Инф. 16, мужчина 1934 г.р.].

По сообщению другого мужчины, накануне Девятой Пятницы они чистят колодец, так как за год вода застаивается: «Вода отдает, наверно, серой. Зимой и весной приезжали, лед небольшой, его разбивали. Сероводородом. Несколько раз вычерпаешь – вода хорошая. Брали эту воду на анализ. Эта вода в районе самая лучшая» [Инф. 26].

 

Растения и земля

Криванковские места связаны не только с водой, но и травами, которые произрастают в этом месте – в день Девятой Пятницы «можно вообще всю там брать, она раз с Криванково» [Инф. 6, женщина 1933 г.р.]. Многие паломники рвут ветки березы на веники, собирают зверобой [1], лабазник (таволгу), калган [2], мяту, листья земляники, душицу, сныть, хвощ и др. По рассказам местных жителей, раньше здесь росла богородская трава (чабрец, тимьян), однако сейчас ее нет. Ломают ветки осины, которые потом втыкают в грядки для предохранения лука от червей [Инф. 6, женщина 1933 г.р.; Инф. 44, женщина 1950 г.р.]. О.А. Чередова заметила, что «в прошлом году не ставила на лук [веточки. – Е.Е.] – лук не уродился» [Инф. 44].

Травы заваривают и пьют, подкуривают над скотиной – «просто кладут <...> шабала была круглая, дырочки, ручка, положат на угли траву» [Инф. 6, женщина 1933 г.р.]. Некоторые «собирают любые травы – потом в стайку подоткнуть или к дому где подоткну, со святого места, сохранит скота. Дом сохранит либо семью. Эти травы не для лечения – просто так, для хозяйства» [Инф. 15]. Один паломник из веток берез сделал веник – «это освящено место называется, освященный веник» [Инф. 18, мужчина 1938 г.р.]. Кроме того, по сообщению О.А. Чередовой, «берем земельку с ямки, посыпали в огуречную гряду, прикладывали к больному месту» [Инф. 44].

Илл. 9. Паломник Алексей Степанович Прокушев. 2008 г. Фото автора

Илл. 10. Хранитель знаний о колодце, краевед Ольга Анатольевна Чередова. 2009 г. Фото автора

[в начало][предыдущая страница][следующая страница][в конец]


[1] Номинации, как в речи информаторов. В скобках общепринятое название растения. [к тексту]

[2] Обычно используют корни калгана, однако в это время года, как отмечают сами информаторы, они еще не пригодны, т.к. не выросли. [к тексту]