АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Елена Ермакова

Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области

Введение
Хронология
Явление колодца
Топография
Путь/маршрут к колодцу
Место
Источник
Паломничество
Вода
Растения и земля
Иконы
Обеты
Дети и колодец
Библиография

 

Дети и колодец

Многие наши информаторы, рассказывая о колодце, отмечали, что ходили к нему еще детьми, со своими мамами, а чаще с бабушками, или что информацию о колодце они узнавали от своих родственников в детстве. Показательно следующее воспоминание: «И когда я была небольшая, я ходила с бабушкой и со всеми старушками, которые шли пешком с пением молитв. Очень хорошо пели. Я шла за ними молилась и плакала, и люди на Кривянково их ждали и говорили – вон Володинские идут, которые очень хорошо поют. Руководила ими бабушка Варвара, которая служила при церкви с батюшкой» [ЛА, № 5]. Еще одна женщина ходила на колодец с бабушкой: «Старушки шли с иконами. А меня бабка посадит вперед, и сама сядет, и вот каждую иконку там целуем» [Инф. 33, 1949 г.р.]. Другие наши информаторы так прокомментировали свое отношение к этому месту: «Привыкли к этому, с детства. Как праздник душе, воздух здесь – не надышишься, тут ни дыму, ни пыли. Для души» [Инф. 18, мужчина 1938 г.р.].

Таким образом, многие люди восприняли нормы и практики поведения, связанные с паломничеством к Криванковскому колодцу, в детстве – на собственном опыте или по рассказам старших, и в зрелом возрасте (как правило, после значительного перерыва) они воспроизводили их «по памяти», естественно, с некоторыми трансформациями.

Так, если раньше к колодцу старались идти пешком, а нередко и босиком, то сейчас паломничество осуществляется на автотранспорте и в обуви (по нашим наблюдениям, только несколько человек снимали обувь во время служения молебна на колодце). Обычай проходить под иконами соблюдается не всегда, и сами большие старые иконы сменились новыми, которые паломники берут из дома или из церкви. Не вешают больше приклады на окрестные деревья.

«Детское» паломничество выполняло важную функцию социализации, сохранения не только традиции посещения колодца, но и в целом религиозных практик. Например, жительница д. Дегтярева рассказала о своем опыте паломничества, который был закреплен в «игровой», «подражательной» форме:

Соб. А зачем ходили на Криванково? – Инф. А ходили, там Криванково было, Богу молились. – Соб. А под иконами проходили? – Инф. Проходили! Да еще по сколь раз забежим – молоденьки были. – Соб. А что-то иконам клали? – Инф. Дак а эти, старушки-то когда приходят, обвет какой дают, и это, приносят: то платок повешают, отдадут это, на иконушку, то полотенце вышито како-нибудь. А мы кого, маленьки были. – Соб. А когда пробегали, крестились? – Инф. Ага, раз старые крестились – и мы крестимся! [Инф. 28, женщина 1937 г.р.].

В советское время окропление детей водой из Криванковского колодца могло становиться своего рода заменой крещения. Такой случай сообщила Т. Усольцева: «Для меня Криванково – это первое соприкосновение с верой, православной традицией. В пять лет меня взяла сюда с собой мама. В поселке, где мы жили, не было церкви. Я была некрещеной. Одна из старушек здесь, на Криванково, помню, сказала: "Дай-ка я тебя окроплю, а то тебе невесело будет молодость-то проводить". Так я и жила, окропленная криванковской водой. А окрестилась, когда мне было далеко за сорок. В нашем храме Святой Троицы» [Усольцева 2007].

Однако если раньше дети из соседних деревень могли добраться до колодца самостоятельно: «Вот и считался, что только на Криванково ходят, Девятая Пятница, великий праздник. <...> Мы и маленькие бегали. <...> Гурьбой туда ходили» [Инф. 38, женщина 1958 г.р.], то сейчас, по нашим наблюдениям, они бывают там только со взрослыми – их берут с собой мамы, бабушки, или на колодец отправляются всей семьей. Дети принимают участие в общем молебне, пьют криванковскую воду, их обливают водой. Возраст, как правило, от двух-трех лет до подросткового – как девочек, так и мальчиков. В паломнической толпе дети могут нести иконы или хоругвь.

Необычность этого места подчеркивается многими информаторами, как теми, кто впервые совершал паломничество, так и теми, кто ходил или ездил сюда неоднократно взрослыми и детьми. Впервые посетивший колодец паломник поделился впечатлениями: «Место прекрасное – никаких забот, мыслей. Аура какая-то благоприятная. Теперь каждый день буду ездить. Ощущение приятное, легкость какая-то. И о плохом ни о чем не думается вообще» [Инф. 7, мужчина 1947 г.р.]. Другая паломница, также впервые приехавшая на это место ответила: Соб. Что здесь необычное? – Инф. Благодать. Когда встретили крестный ход с иконами – в душе такая радость, не объяснишь [Инф. 34, женщина 1964 г.р.]. По впечатлениям совсем юной девушки: «Говорят, здесь святые места, и кажется – каждый листик пропитан вот этим воздухом» [Инф. 1, 1995 г.р.].

Одними людьми посещение Криванковского колодца воспринимается как сохранение семейной и местной традиции. Для других оно обладает ключевым религиозным значением. Паломница, приехавшая на колодец впервые в 2009 г. с семьей, определила это так: «Сюда приехали – что мы отсюда родом, что наши бабушки, дедушки здесь молились – нам это очень важно» [Инф. 34, женщина 1964 г.р.]. Другая паломница из с. Шипаково начала ездить на колодец с начала 1980-х гг.: «Мы к вере пошли через этот колодец, наверно. Потом позже крестились в храме. Ходили с мужем. Потом стали ребятишек брать своих» [Инф. 8, женщина 50 лет].

Итак, рассмотрев деревенскую святыню – Криванковский колодец, находящийся в Юргинском районе Тюменской области, мы сделали небольшой шаг в понимании феномена народного православия, который, к сожалению, мало изучен в нашем регионе. Колодец выполняет важные для деревенского (крестьянского) социума функции, выступая территорией контакта с сакральным миром, средством преодоления кризисных ситуаций (болезней), общинным праздником. Все это делает Криванковский колодец важным местом «упорядочения и непосредственного контакта с сакральным миром» [Панченко 1998: 265].

[в начало][предыдущая страница]

 

Сокращения

ГУТО ГАСПИТО – Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области».

 

Архивные материалы

ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 313. Протоколы делегатских собраний женщин Юргинского района. Отчет Юргинского райкома РКП(б) о работе среди женщин. 1925 г. 48 л.
ГУТО ГАСПИТО. Ф. 133. Оп. 28. Д. 2. Протоколы заседаний бюро Юргинского райкома ВКП(б). 1936 г. 57 л.
ГУТО ГАСПИТО. Ф. 3894. Оп. 2. Д. 38. Докладные записки и спецсообщения в Тюменский обком КПСС. 1963 г. 163 л.

 

Библиография

Башкиров В. прот. Православная Церковь в Белоруссии в послевоенные 40-80 гг. // сайт «Белорусская Православная Церковь – Минские Духовные Академия и Семинария» http://minds.by/article/136.html (дата обращения: 26.09.2009).
Васеха Л.И. Традиции православной праздничности и обрядности русских Сибири XIX–XX вв. как форма проявления религиозного сознания и национально-этнической идентификации (на примере южных районов Тюменской области) // Православные традиции в народной культуре восточнославянского населения Западной Сибири в конце XIX–XX вв.: Сб. статей. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. С. 38–48.
Веселовский А. Опыты по истории развития христианской легенды. IV. Сказание о 12-ти пятницах // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CLXXXV. СПб., 1876. С. 326–367.
Винников А.Б. Оттепель (1943–1960). Ч. 2 // Сибирская православная газета. 2003. № 1.
http://ihtus.ru/12003/hi60.shtml (дата обращения: 26.09.2009).
Виноградова Л.Н. Источник // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2002. С. 209–210.
Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939–1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003. 380 с.
http://www.rusoir.ru/03print/02/240/ (дата обращения: 26.09.2009).
Гераськин Ю.В. Из истории борьбы Советской власти с паломничеством к святым источникам // Российский научный журнал. 2007. № 1. С. 102–109
http://library.rsu.edu.ru/search/search_newspaper_fulltext.php?id=703 (дата обращения: 27.09.2009).
Ермакова Е.Е. Сакральные локусы Тюменской области: колодец и колодезная вода в русской народной медицине и магии // «Мультикультурализм» в современном художественном мышлении. Сборник научных статей. Тюмень: Типография «Печатник», 2007. С. 158–162.
Ермакова Е.Е. Святые места Тюменской области: Криванковский колодец // Русский мир в духовном сознании народов России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Вектор Бук, 2008. С. 62–67.
Карта автомобильных дорог Тюменской области. Тюмень: Радуга-Т, 2004.
Кремлева Е.А. Обеты в народной жизни // Живая старина. 1994. № 3. С. 15–17.
Лабунец Н.В. Словарь народных географических терминов Тюменской области (южные районы). Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. 208 с.
Леонов А. «Хрущевский» удар по Православию. Об антицерковной кампании 1958–1964 гг. // Столетие: Интернет-газета. 17.10.2008.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/hruschevskiy_udar_po_pravoslaviju_2008-10-17.htm (дата обращения: 25.09.2009).
Некрасов И.Ю. Замечания по поводу русского народного сказания о двенадцати пятницах // Филологические записки. Воронеж, 1870. Вып. 3 (год девятый). С. 1–26.
Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 306 с.
Почитание среды и пятницы в древнем русском народе // Православный собеседник, издаваемый пи Казанской духовной академии. 1859. Ч. 1. Казань. С. 181–198.
Религия в СССР // Википедия: Свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 20.09.2009).
Село Юргинское. Храм во Имя Святой Троицы // Тобольско-Тюменская епархия. Официальный сайт:
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place.php?id=yal&id1=8&id2=x
Справочная книга Тобольской Епархии к 1 сентября 1913 года. Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1913. Ч. 1. 64 с.; Ч. 2. 227 с.; Ч. 3. 89 с.; Ч. 4. 66 с.
Темплинг В.Я. О чудесных явлениях от иконы Святой Великомученицы в селе Прокуткинском Ишимского уезда // Религия и церковь в Сибири. Вып. 13. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. С. 36–64.
Толстая С.М. Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005. 600 с.
Тюменская область, Ханты-Мансийский - Юрга и Ямало-Ненецкий автономный округа: Атлас автодорог. Новосибирск: ФГУП «ПО Инжгеодезия», 2005. 121 с.
Усольцева Т. Высокий свет Девятой Пятницы // Призыв: район. газ. [Юрга]. 2005, 6 июля.
Усольцева Т. Неутраченная традиция // Призыв: район. газ. [Юрга]. 2006, 12 мая.
Усольцева Т. Просторен храм лугов поющих // Призыв: район. газ. [Юрга]. 2007, 15 июня.
Черкасова Т. На девятую пятницу по Пасхе Христовой // Сибирская православная газета. 2007. № 7.
http://www.ihtus.ru/072007/st10.shtml
Черняев А. Сказки о святых и быль о грешных // Тюменский комсомолец. 1959. № 83 (12 июля). С. 2–3.
Ялуторовский округ губернии Тобольской. Статья II и последняя // Журнал Министерства внутренних дел. 1846. Кн. 9. С. 428–521.
Ялуторовское благочиние // Тобольско-Тюменская епархия. Официальный сайт:
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t3_2

 

Полевые материалы

Инф. 1. Женщина, 1995 г.р., м.р. и м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2009 г.
Инф. 2. Женщина, 1926 г.р., м.р. и м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 3. Женщина, 1922 г.р., м.р. – д. Палецкая Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 4. Женщина, м.ж. – с. Зоново Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 5. Женщина, м.р. и м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 6. Женщина, 1933 г.р., м.р. – с. Шипаково Юргинского р-на, м.ж. – д. Некрасова Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 7. Мужчина, 1947 г.р., м.р. – г. Можга, Удмуртия, м.ж. – с. Омутинское. 2009 г.
Инф. 8. Женщина, около 50 лет, м.ж. – с. Шипаково. 2009 г.
Инф. 9. Мужчина, 1923 г.р., м.р. – д. Маслякова, м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 10. Мужчина, 1933 г.р., м.р. и м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 11. Женщина, 1950 г.р., м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2008 г.
Инф. 12. Женщина, 1925 г.р., м.р. – с. Бушуево Юргинского р-на, м.ж. – с. Зоново Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 13. Женщина, 1935 г.р., м.р. – д. Новоростовка Юргинского р-на, м.ж. – с. Юргинское. 2007 г.
Инф. 14. Женщина, 1929 г.р., м.р. – д. Коровинка Юргинского р-на, м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 15. Женщина. 2008 г.
Инф. 16. Мужчина, 1934 г.р., м.р. – с. Шипаково Юргинского р-на, м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 17. Женщина, 1926 г.р., м.р. – д. Тауши Юргинского р-на, м.д. – д. Дегтярева Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 18. Мужчина, 1938 г.р., м.р. – д. Некрасова Юргинского р-на, м.ж. – с. Юргинское. 2008 г.
Инф. 19. Женщина, 1938 г.р., м.р. – д. Колычева Юргинского р-на, м.ж. – с. Юргинское. 2008 г.
Инф. 20. Женщина, 1966 г.р., м.р. и м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2009 г.
Инф. 21. Женщина, 1991 г.р., м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2008 г.
Инф. 22. Женщина, м.ж. – д. Некрасова Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 23. Женщина, 1941 г.р., м.ж. – д. Некрасова Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 24. Мужчина, 1936 г.р., м.р. – с. Бушуево Юргинского р-на, м.ж. – д. Чуманова Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 25. Женщина, м.ж. – с. Юргинское. 2008 г.
Инф. 26. Мужчина. 2007 г.
Инф. 27. Женщина, 1948 г.р., м.р. – д. Колычева Юргинского р-на, м.ж. – д. Дегтярева Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 28. Женщина, 1937 г.р., м.р. – д. Петровка Юргинского р-на, м.ж. – д. Дегтярева Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 29. Женщина, 1922 г.р., м.р. – с. Володино Юргинского района, м.ж. – д. Чурино Юргинского района. 2007 г.
Инф. 30. Женщина, 1956 г.р., м.р. и м.ж. – с. Юргинское, служит при храме. 2009 г.
Инф. 31. Мужчина, м.р. – д. Чуманова Юргинского р-на, м.ж. – с. Лабино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 32. Женщина, 1940 г.р., м.ж. – с. Лабино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 33. Женщина, 1949 г.р., м.р. – с. Шипаково Юргинского р-на, м.ж. – д. Маркелова Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 34. Женщина, 1964 г.р., м.р. – с. Новый Тап Юргинского р-на (наше предположение), м.ж. – пос. Туртас Уватского р-на. 2009 г.
Инф. 35. Женщина, 1936 г.р., м.р. – оленстада, м.ж. – с. Мужи Шурышкарского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа. 2009 г.
Инф. 36. Женщина, 1925 г.р., м.р. – д. Новая Деревня Юргинского р-на, м.ж. – с. Юргинское. 2009 г.
Инф. 37. Женщина, 1916 г.р., м.р. – д. Хмелевка Юргинского р-на, м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 38. Женщина, 1958 г.р., м.р. – д. Некрасова Юргинского р-на, м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 39. Женщина, 1931 г.р., м.р. и м.ж. – с. Шипаково Юргинского р-на. 2009 г.
Инф. 40. Женщина, 1929 г.р., м.р. – д. Пороги Юргинского района, м.ж. – с. Шипаково Юргинского района. 2007 г.
Инф. 41. Женщина, 1931 г.р., м.р. и м.ж. – с. Юргинское. 2007 г.
Инф. 42. Женщина, 1929 г.р., м.р. и м.ж. – д. Коровинка Юргинского р-на (с. Юргинское). 2007 г.
Инф. 43. Мужчина, 1955 г.р., м.р. – д. Засогра Юргинского р-на, м.ж. – с. Юргинское. 2008 г.
Инф. 44. Женщина, 1950 г.р., м.р. и м.ж. – с. Юргинское. 2007, 2008, 2009 гг.
Инф. 45. Женщина, 1935 г. р., м.р. и м.ж. – д. Бельховка Юргинского района. 2007 г.
Инф. 46. Женщина, 1929 г.р., м.р. – д. Лысаново Юргинского р-на, м.ж. – с. Лабино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 47. Мужчина, 1933 г.р., м.р. – д. Хмелевка Юргинского р-на, м.ж. – с. Володино Юргинского р-на. 2007 г.
Инф. 48. Женщина, 1931 г.р., м.р. и м.ж. – д. Синьга Юргинского р-на. 2008 г.
Полевой дневник автора. Опрос о Криванковском колодце в храме с. Юргинского. 2008 г.
Полевой дневник автора. Омская область. 2008 г.

 

Личный архив (рукописные материалы)

1. Письмо. Геннадий Крамор. 11.02.2009.
2. Записи. Записал 11.08.1996 иерей Сергий Швалев (передала О.А. Чередова, 2007 г.).
3. Записи. Записала 22.06.05 О.А. Чередова (передала О.А. Чередова, 2007 г.).
4. Записи. Записала О.А. Чередова (передала О.А. Чередова, 2007 г.).
5. Записи. Записала О.А. Чередова (передала О.А. Чередова, 2007 г.).
6. Записи (передала О.А. Чередова, 2007 г.).
7. Колодец со святой водой возле бывшей деревни Криванково в Юргинском районе. 30 июня 2001 г. Записала О.А. Чередова.
8. Записи О.А. Чередовой 20.05.2009.
9. Записи О.А. Чередовой 20.05.2009.

 

Перечень иллюстраций

1. Схема расположения Криванковского колодца (красными кружками обозначены населенные пункты, сейчас не существующие).
2. Крестный ход на колодец, 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского.
3. Прохождение под иконами, 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского.
4. Водосвятный молебен. 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского.
5. Освящение воды в колодце, проводится о. Андреем. 2009 г. Фото автора.
6. Купель возле колодца. 2009 г. Фото автора.
7. Остатки старой часовни возле колодца. 2009 г. Фото автора.
8. Криванковская вода и ветки березы. 2008 г. Фото автора.
9. Паломник Алексей Степанович Прокушев. 2008 г. Фото автора.
10. Хранитель знаний о колодце, краевед Ольга Анатольевна Чередова. 2009 г. Фото автора.
11. Иконы возле старой часовни. 2006 г. Фото прихожан храма с. Юргинского.
12. У икон. 2009 г. Фото автора.