АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2008. №8. Аннотации и ключевые слова

Форум: Позиция антрополога при исследовании проблем ксенофобии

Ольга Ансберг, Валентина Узунова, Мария Ахметова, Йован Байфорд, Елена Березович, Валентин Выдрин, Альбина Гарифзянова, Роджер Гриффин, Себастьян Джоб, Пол Маннинг, Елена Обрадович, Елена Омельченко, Александр Осипов, Александр Панченко, Хилари Пaилкингтон, Давид Раскин, Сергей Соколовский, Детелина Тошева, Андреас Умланд, Дуглас Р. Холмс, Юрий Шабаев, Элеонора Шафранская, Нона Шахназарян, Стивен Шенфилд, Виктор Шнирельман

О проблемах профессиональной шизофрении или «Тут вам не парижский автобус». Реплика редколлегии по поводу состоявшейся дискуссии (Сергей Штырков)

В исследовательском поле социальных наук существуют «горячие зоны». К их числу относятся, например, проблемы ксенофобии, национализма, современных религиозных движений и др. Изучение таких тем, находящихся в фокусе внимания различных слоев общества, заставляет исследователя вести подчас весьма напряженный диалог не только с научными оппонентами, но и с теми, чьи взгляды и действия являются предметом его изучения. Более того, можно сказать, что сама проблематика «выталкивает» антрополога (социолога, психолога и др.) из научной ниши в публичное поле, в котором кипят страсти вокруг этих проблем. На вопросы о позиции исследователя при изучении проблем ксенофобии отвечают антропологи, социологи, фольклористы.

Ключевые слова: исследования ксенофобии, исследования национализма, позиция исследователя.

 

Исследования

Михаил Соколов. Конец русского радикального национализма?

В статье рассматривается динамика спроса и предложения на идеологическом рынке правой части политического спектра в постсоветской России. На протяжении 1990-х гг. наиболее успешным продуктом на этом рынке была эклектичная комбинация из религиозного фундаментализма, ортодоксального расизма, этнического национализма, социализма советского образца и империализма. После 2000 г. рынок оказался жестко сегментирован, и каждая из групп потребителей идеологической продукции теперь соглашалась приобретать ее только в чистом, несмешанном с другими вариациями, виде. Одним из следствий этого процесса оказалось ослабление «русского национализма в строгом смысле слова», который оказался практически вытеснен расизмом и религиозным фундаментализмом, по разным причинам не признававшими этнических границ. Причины этого явления не совсем ясны. Возможно, русский национализм никогда не было достаточно популярен, а общая эклектичность скрывала этот факт. Возможно, имело место сокращение его социальной базы в связи с завоеванием режимом популярности у бывших сторонников РНЕ и других подобных организаций.

Ключевые слова: радикальный национализм, расизм, религиозный фундаментализм, социальные движения, политические идеологии.

 

Юлия Чернявская. Идентичность на фоне мифа

Статья посвящена анализу этнополитических идеологий постсоветского пространства (а соответственно и конструируемых идентичностей и этнических стереотипов) с точки зрения их сопоставления с хтоническими, космогоническими и эсхатологическими мифами. Автор прослеживает соприкосновение современных идеологий с хтоническим мифом в точке примордиалистских представлений о «крови» и «почве». Параллели между космогоническим мифом и современными идеологиями наиболее очевидны в современном «мифе о государстве» — присущих современным этническим элитам представлениях о древней государственности собственного народа, его культуртрегерской роли по отношению к народам-контактерам и т.д. Эсхатологический аспект современных этнополитических штудий связан с созданием образа народа-антигероя, идеями победы над ним и наступления нового «золотого века». Автор анализирует древние и современные мифы на примерах из научных статей, учебников, публицистической риторики и выдвигает тезис о необходимости конструирования нового «протеевского» типа идентичности, основанного на толерантности и диалоге.

Ключевые слова: этнос, нация, идентичность, хтонический миф, космогонический миф, эсхатологический миф, образ врага, ментальность, «особый путь» народа.

 

Альберт Байбурин, Александра Пиир. Счастье по праздникам

Статья посвящена феномену советского счастья, наиболее явно проявившемуся в сталинскую эпоху. Именно в это время сформировался новый канон счастья, который оставался актуальным и в последующие годы. В качестве одной из официальных моделей советского счастья в статье рассматриваются государственный праздник и его центральная часть — демонстрация. Авторы приходят к выводу, что специфический симбиоз официального и личного счастья был неотъемлемой частью мироощущения нескольких поколений людей, чьи взгляды складывались в советскую эпоху.

Ключевые слова: советское счастье, «отложенное счастье», государственный праздник, демонстрация.

 

Катриона Келли, Светлана Сиротинина. «Было непонятно и смешно»: праздники последних десятилетий советской власти и восприятие их детьми

В статье рассматривается эволюция массовых праздников хрущевской и брежневской эпох и восприятие их детьми. Особое внимание уделяется взаимодействию народных и «изобретенных» традиций, описываются противоречивые процессы идеологизации и «приватизации» советских праздников. В качестве материала для анализа служат архивные документы, а также интервью с информантами из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми и Таганрога.

Ключевые слова: постсталинские праздники, «народная» и «новая» традиция, «приватизация», развлечение, «десоветизация», советское детство, устная история.

 

Константин Богданов. Риторика ритуала. Советский социолект в этнолингвистическом освещении

Пропагандистские, публицистические и, не в последнюю очередь, литературные тексты советской эпохи конструируют идеологически рекомендованную действительность, которая может быть названа реальностью (квази)ритуального опыта. В статье показывается, за счет каких общедискурсивных и риторических особенностей советского социолекта последний мог служить эффективным средством убеждающего воздействия. С оглядкой на исследования в области лингвистической прагматики и неориторики использование марксистского социолекта описывается в терминах языковой агрессии, языкового насилия или языковой экспансии: многообразие собственно риторических приемов, усиливающих доказательность речи, в этих случаях рассчитано не на обсуждение и логику доказательств, но на интериоризацию сказанного в качестве неизбежного или должного. Воздействие на слушателя достигается, однако, не прямым, а косвенным образом — отсылками к морально-нравственным, этическим или идеологическим пресуппозициям, наделяющим речь заведомой аксиоматичностью и эмоциональной убедительностью. Так, демагогические умозаключения, как правило, представляют собой энтимемы — «неполные» суждения, опирающиеся на пропуски «само собой разумеющихся» посылок, речевые импликатуры, тавтологизирующие отождествления, метафорическую амплификацию и т.д. Одним из наиболее характерных индикаторов языковой демагогии служит отсылка к реальности и argumenta ab evidentibus causis, «доводы от очевидного» — злоупотребление вводными конструкциями, подразумевающему «визуальную» солидарность оратора и аудитории, «очевидность» того, что не требует доказательств и т.д.

Ключевые слова: советская политическая культура, риторика, языковая демагогия, социолект. ция», советское детство, устная история.

 

Ольга Бредникова, Ольга Ткач. «Грязная деревня» и «замусоренный город» (обыденные практики обращения с мусором в разных сообществах)

В статье проблематизируются практики обращения с мусором в городских и деревенских сообществах. Основываясь на собственном опыте участвующих наблюдений и результатах других исследований, авторы реконструируют социальное значение и смыслы, приписываемые мусору в разных социальных контекстах. В статье анализируются рутинные практики по «производству» и «управлению», совладанию с мусором в приватных и публичных пространствах. В заключение делаются некоторые выводы о различиях «мусорных» практик жителей деревни и горожан.

Ключевые слова: мусор, вещи, повседневные практики, публичное / приватное, город / деревня, сообщество.

 

Вадим Журавлев. Присвоив таковому лицу наименование верховного правителя»: К вопросу о титуле, принятом адмиралом А.В. Колчаком 18 ноября 1918 г.

В статье рассматривается вопрос о происхождении титула Верховного Правителя, принятого адмиралом А.В. Колчаком в ходе произошедшего государственного переворота в Омске 18 ноября 1918 г. Для прояснения семантики и происхождения титула автор обращается к воспоминаниям участников переворота, правовой документации, а также анализирует общественный резонанс, вызванный этим событием. Но объяснение происхождения титула автор усматривает в ветхозаветной христианской традиции и выдвигает гипотезу о религиозном генезисе титула.

Ключевые слова: февральская революция, гражданская война, А.В. Колчак, «Конституция 18 ноября», титул, книги Паралипоменон.

 

У нас в гостях «Живая старина»

О журнале «Живая старина» (Сергей Неклюдов, Мария Ахметова)

Текст посвящен обзору журнала «Живая старина» (учрежден в 1992 г., первый номер вышел в 1994 г.). Редакция журнала подчеркивает преемственность нынешнего издания и дореволюционной «Живой старины», выходившей в 1890–1917 гг. Вновь возобновивший свою деятельность журнал публикует статьи по широкому кругу проблем фольклористики и культурной антропологии (в том числе на материалах современной культуры). Приоритетными темами журнала стали русский фольклор и традиционная культура. Издание рассчитано на широкую аудиторию.

Ключевые слова: фольклор, этнография, культурная антропология, традиционная культура, славяноведение, структурно-семиотическая школа, этнолингвистика, периодика.

 

Владимир Калуцков. Географические городские песни России

В статье идет речь о географической песне в контексте культурного ландшафта. На примере городской географической песни «Прощай, Лальский наш посад» рассматривается пространственная структура и «социальная топография» г. Лальска Вологодской губернии в конце XVIII в.

Ключевые слова: культурный ландшафт, топонимика, географическая песня, фольклор, микрогеография.

 

Геннадий Лопатин. «Ікона звалась свячой...» Из опыта изучения обряда «Свечи» в Восточном Полесье

В статье рассматриваются локальные, исторические, семантические, функциональные особенности обряда «Свеча» в Восточном Полесье на материалах дореволюционных источников и экспедиций Ветковского музея народного творчества середины 1990-х гг. В статье публикуется часть аутентичных текстов интервью, собранных в ходе экспедиции.

Ключевые слова: этнография, ритуал, народная культура, культ предков.

 

Материалы полевых исследований

Михаил Алексеевский, Анастасия Жердева, Михаил Лурье, Анна Сенькина. Материалы к «Словарю локального текста Могилева-Подольского»

Работа представляет собой пробную публикацию отдельных словарных статей из готовящегося к изданию «Словаря локального текста Могилева-Подольского». Во вступлении к публикации кратко излагается история изучения локального текста в отечественной науке, представляется концепция словаря и описывается его структура. Отдельный раздел посвящен специфике локального текста Могилева-Подольского, небольшого украинского города, расположенного на границе с Молдавией. Сами словарные статьи из разделов «Символы идентичности» (Помойная яма), «Локусы и топонимы» (119-й микрорайон), «События» (Слух о прорыве плотины), «Лица» (Яша Краснопольский), «Сообщества и институты» (Завод им. Кирова, Голубой Дунай).

Ключевые слова: локальный текст, городская культура, пространство, словарь, Украина, Могилев-Подольский, антропология города, украинцы, евреи, экспедиция, городской фольклор, легенды, слухи, межэтнические взаимодействия, стереотипы, микрорайоны, таможня, граница, локальная идентичность, локусы, топонимика, символы идентичности.