АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURERUS | ENG
|
![]() |
![]() |
Антропологический форум. 2011. №15. Аннотации и ключевые словаФорум: Исследования феномена родстваОльга Артемова, Юлия Артемова, Павел Белков, Алексей Бурыкин, Герман Дзибель, Алексей Иванов, Борис Казаченко, Анастасия Калюта, Дэвид Кроненфельд, Сергей Кулланда, Анна Москвина (Сиим), Владимир Попов, Дуайт Рид, Михаил Членов, Андрей Шабашов, Фадва Эль Гуинди В этом выпуске мы проводим обсуждение вопросов изучения родства. Антропологи, занятые исследованием родства, и лингвисты, изучающие терминологию родства, обсуждают ситуацию в области исследования систем родства. Ключевые слова: исследование родства, терминология родства.
ИсследованияЕкатерина Фень. Город в движении: к вопросу о повседневности мобильности В статье предлагается анализ повседневных перемещений горожан. Рассмотрение проблематики осуществляется с опорой на теоретический аппарат социологии мобильностей. Ключевое внимание уделено «культуре мобильностей», предполагающей изучение социальных аспектов перемещения. В статье анализируется один из возможных видов перемещения — поездки на автомобиле. Последовательно рассматриваются пространственно-временные аспекты, составление маршрутов, взаимодействие в пути. Ключевые слова: мобильность, культура мобильности, повседневность, город, взаимодействие.
Мария Ахметова. «Своя» и «чужая» грамматика: случай города Бологое В статье на материалах экспедиций в г. Бологое и местных газет рассматривается такая особенность местной речи, как употребление топонима «Бологое» как несклоняемого (в противоречие правилам русской грамматики). Несклоняемость названия города является для бологовцев знаком локальной идентичности. Рефлексии жителей города по этому поводу обусловлены попыткой исправления данной языковой нормы местной газетой в 1960-е гг. Ключевые слова: топонимия, языковая норма, узус, локальная идентичность, культура речи, склонение.
Валерия Колосова. Этноботанические заметки. VI. Пижма В статье анализируются представления, связанные в славянской традиционной культуре с растением пижма обыкновенная, Tanacetum vulgare L., семейства сложноцветных (Compositae). Прослеживаются связи между названиями растения в славянских диалектах, фольклорными текстами о нем и использованием этого растения в обрядах, народной магии и медицине. Особый интерес представляют диалектные названия, осмысляемые в духе народной этимологии. Восприятие пижмы в славянской культуре аналируется в тесной связи с ее признаками и свойствами. В разных славяноязычных ареалах семиотизируются разные характерные особенности растений, что позволяет сделать некоторые наблюдения лингвогеографического характера. Ключевые слова: этноботаника, этнолингвистика, славистика, пижма, фитонимы, диалектология, фольклор, этнология, народная медицина, народная магия, традиционная культура.
Анна Соколова. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда В духовной культуре русского народа в ХХ в. происходили коренные изменения. Если говорить об обрядах жизненного цикла, к которым принадлежит и похоронный обряд, то здесь мы сталкиваемся с фактом, аналог которого с трудом найдется в европейской истории. Речь идет о государственной кампании по созданию, детальной разработке и внедрению новой гражданской, безрелигиозной обрядности взамен традиционной, тесно связанной с религией. В отличие от других обрядов перехода и похоронного обряда в городской среде, традиции деревенских похорон остались практически нетронутыми вплоть до начала XXI в. Обряд несколько упростился, но сама его многодневная структура сохранилась. Вследствие централизации системы ЗАГС в середине 2000-х гг. происходят некоторые новые трансформации похоронного обряда: работа похоронных агентов становится экономически выгодной, а широкий спектр услуг, который они предлагают, приобретает спрос у населения. В этой связи похоронные агентства становятся своеобразными посредниками, которые на договорной основе берут на себя определенную часть ритуала, в основном в отношении подготовки покойного к погребению, которую традиционно реализовывали родственники. Ключевые слова: семейные обряды, похороны, обряды перехода, гражданская обрядность, Владимирская область.
Материалы семинара «Советские традиции»Сергей Соколовский. Бремя традиции: прошлое в настоящем российской антропологии В статье рассматриваются современное понимание традиции в антропологии, разрывы преемственности в передаче традиций в истории российской антропологии, предлагается периодизация новейшей истории этой дисциплины, анализируется проблема идеологического наследия в науке и определяются те топосы российской антропологической традиции, которые тормозят развитие этой дисциплины и мешают ее продуктивному диалогу с другими национальными традициями. Ключевые слова: традиция, российская антропология, эволюционизм, экзотизация, натурализация, этнизация.
Борис Фирсов. Две жизни одной науки: традиции и роли социологии в России и СССР В статье рассмотрены четыре традиции: (1) политическая ангажированность социологической деятельности; (2) некритическое восприятие социальными учеными обещаний доктринального марксизма; (3) литературоцентризм социологического мышления; (4) профессионализация социологов путем самообразования на ранних стадиях становления дисциплины (во второй половине XIX и в XX в.). Показано, что первая, вторая и четвертая традиции блокировали развитие дисциплины, и только третья была функциональной, постоянно обогащавшей и стимулировавшей социологическое воображение и поиск истины. Ключевые слова: политическая ангажированность, доктринальный марксизм, литературоцентризм развития социального знания, самообразование ученых, литературно-художественный дискурс реальности.
Катриона Келли. Ленинградская кухня / La cuisine leningradaise — противоречие в терминах? Подготовка и приготовление пищи, как и другие сферы повседневной жизни, претерпели важную трансформацию в советское время. Условия плановой экономики повлияли на доступность ингредиентов, и, соответственно, советы, изложенные в поваренных книгах и других нормативных источниках: они могли, например, рекомендовать продукты, которые продвигала государственная пищевая промышленность в то время (случай «крабовых палочек» в 1970-е гг.). Правящие идеологии гигиены и «культурности» были также важны. В этих условиях региональные различия стали незначительными, и каноническая «Книга о вкусной и здоровой пище» (1939 и многие последующие издания) признавала лишь несколько конкретных местных блюд, в основном из нерусских республик, наряду со «столичными» (или «из столицы») как всеобъемлющим термином для чего-то сложного и высокого качества. В этих обстоятельствах о конкретно «ленинградской» кухне можно говорить в ограниченной степени. Автор предполагает, однако, что некоторые пищевые продукты и блюда стали ассоциироваться (справедливо или нет) с местной идентичностью, а также, что некоторые классические советские блюда представляли переработку традиционно петербургских (о чем никогда не упоминалось прямо), как в своем трансрегиональном и транснациональном стиле, так и с точки зрения деталей техники и компонентов. В статье также рассматривается «советский салат» в качестве примера традиции, изобретенной в советский период, которая прочно закрепилась и в настоящее время воспринимается как подлинное выражение национальной и местной самобытности. Ключевые слова: еда, кухня, приготовление пищи, локальная идентичность, советские традиции, история передачи культурных ценностей.
Катарина Уль. Поколение между «героическим прошлым» и «светлым будущим»: роль молодежи во время «оттепели» Статья посвящена роли молодого поколения советских людей в 1950-е и 1960-е гг. в представлении официального дискурса. Анализируя молодежную газету «Комсомольская правда» и официальные документы ЦК комсомола, автор показывает, в какой мере это поколение приобрело значение через героическое прошлое и коммунистическое будущее. Герои прошлого представлялись ролевыми моделями, которым современные молодые люди должны были подражать, поскольку им предназначено построить бесклассовое коммунистическое общество в ближайшем будущем. Эта идея была подчеркнута в третьей партийной программе 1961 г. и нашла живое воплощение в дискурсе о космосе. Ради построения коммунизма молодежь призывали преодолеть нежеланное дореволюционное и сталинистское прошлое и обрести моральный облик нового советского человека, который был необходим для достижения коммунистического будущего. Ключевые слова: советская история, официальный советский дискурс. история передачи культурных ценностей. |
![]() |
О журнале |
Редколлегия |
Редакция |
Антропологический форум - новый номер |
Архив русских выпусков |
АФ-Online |
Forum for Anthropology and Culture - новый номер |
Архив английских выпусков |
Вопросы следующего Форума |
Авторам |
Издательская этика |
Купить / подписаться |
Контакты |
Друзья |
© 2010-2017. "Антропологический форум" All rights reserved |