АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURERUS | ENG
|
![]() |
![]() |
Антропологический форум. 2013. №18. Аннотации и ключевые словаФорум: Наука и псевдонаукаЛеонид Беляев, Елена Березович, Светлана Боринская, Алан Боуман, Виктор Васильев, Николай Вахтин, Иван Гринько, Катерина Губа, Ребекка Гулд, Дмитрий Дьяконов, Георгий Кантор, Михаил Кром, Марлен Ларюэль, Роман Лейбов, Анна Павлова, Александр Прожилов, Ревекка Фрумкина, Татьяна Черниговская, Евгений Черных, Виктор Шнирельман В этом номере «Форум» посвящен обсуждению вопросов, связанных с отношением к псевдонаучным текстам — имитирующим научное знание, претендующим на статус научных, но не являющихся таковыми. Их называют по-разному: псевдо-, пара-, квази-, лженаучными и даже «альтернативной наукой». Подобными текстами полон интернет, они в изобилии представлены в СМИ, проникают в учебную литературу, попадаются в научных журналах. И если с интернетом мы вряд ли в силах бороться, то можем ли мы сделать что-то, чтобы сократить их количество в учебной и научной литературе? Этому посвящена данная дискуссия. Ключевые слова: паранаука, псевдонаука, квазинаука, лженаука, альтернативная наука.
ИсследованияАлександр Козинцев. Разнонаправленное двуголосое слово: эстетика и семиотика юмора Создатели лингвистических теорий юмора — и тех, что построены на оппозиции скриптов, и тех, что основаны на смене фреймов, — полагают, что суть данного явления заключена в семантике текста, т.е. в его отношении к реальности, подлинной или мнимой. Но сформулированные ими «необходимые и достаточные» условия того, чтобы текст воспринимался как смешной, не позволяют отличить анекдот от детектива или мистического текста вроде рассказа о Тайной Вечере. Причина неудачи в том, что теоретики игнорируют двойное дно юмористического текста, присутствие в нем «запрятанной чужой речи» (М. Бахтин), которая принадлежит «неупомянутому сказчику» (В. Шкловский), стоящему в интеллектуальном и моральном отношении ниже автора. Теория пародийного сказа, сформулированная русскими формалистами, и шиллеровская идея «уничтожения содержания формой», лежащая в основе общей теории искусства Л.С. Выготского, лишь с натяжками могут быть применены к серьезному искусству, но идеально применимы к искусству комическому. Это заставляет вновь обратиться к аристотелевскому определению комедии — «подражание худшим людям» — и предположить, что таким подражанием занимаются не только актеры, но и авторы комических текстов. Ключевые слова: эстетика, семиотика, семантика, прагматика, юмор, комедия, русский формализм.
Дарья Радченко. Одно абсолютно счастливое письмо: к вопросу о распространении фольклора в Интернете Статья посвящена анализу жизнедеятельности «писем счастья» в интернет-среде. Рассматриваются такие аспекты, как специфика аудитории этой фольклорной формы, характер, способы и мотивы ее трансмиссии, вариативность текста, социокультурные функции «писем счастья». Ключевые слова:интернет, интернет-фольклор, письмо счастья, трансмиссия, вариативность.
Светлана Рыжакова. Кладбищенский праздник (Kapu svētki) у латышей: история, обычаи, контекст бытования Уход за кладбищами, обычаи повседневного и праздничного посещения могил близких — чрезвычайно важный аспект латышской культуры. Среди разных случаев, предполагающих посещение кладбищ, особенно следует выделить «кладбищенский праздник» Kapu svētki. Сложность изучения этого праздника заключается в том, что он как бы выпал из поля интереса и историков церкви (которыми он воспринимается как «слишком народный», не входящий в литургический год), и фольклористов и этнографов (он не фигурирует в собраниях фольклора, с ним не связаны верования). В статье анализируется, почему и как эта традиция, истоки которой нужно искать в 1820–1830-х гг., ныне воспринимается в Латвии как своя, исконная и даже архаическая. Ключевые слова: латышская культура, календарные праздники, кладбищенская культура, современность.
Материалы конференции «Lost (and found) in translation: глобальное христианство в российском религиозном ландшафте»«Священный театр», тонкости морали и обряды перехода: антропология глобального христианства в современной России (Александр Панченко) Публикуемая подборка статей — результат исследований в рамках глобальной научной инициативы по изучению пятидесятнических и харизматических церквей и движений в разных частях современного мира, поддержанных грантом Университета Южной Калифорнии и Фонда Джона Темплтона. Вступительная статья посвящена ключевым задачам и аналитическим проблемам этого исследовательского проекта, а также некоторым общим аспектам антропологического исследования харизматического христианства в современном мире. Ключевые слова: антропология харизматического христианства, перформативные религиозные практики, антропология морали, обряды перехода. аздники, кладбищенская культура, современность.
Александр Панченко. «Трясуны»: дисциплинарное общество, политическая полиция и судьбы пятидесятничества в России Статья посвящена истории евангельских христиан-пятидесятников в Советском Союзе. Автор исходит из конструкционистского подхода к истории религиозных сообществ и полагает, что конкретные формы религиозного воображения и идеологии, характерные для того или иного движения, группы или церкви необходимо анализировать прежде всего как часть более широких общественно-политических процессов. Речь, в сущности, может идти о своего рода «борьбе за интерпретацию» тех или иных телесных практик, ритуальных форм и способов коммуникации не только между религиозными сообществами и их отдельными членами, но и между самыми разными социальными силами и институтами. Судьба пятидесятников в СССР представляется в этом контексте достаточно показательной. Если в конце 1920-х — 1930-е гг. преследования пятидесятников не слишком выделялись на общем фоне «антирелигиозной борьбы», то во времена Хрущева это религиозное меньшинство становится специальной мишенью советских атеистических кампаний. Судя по всему, специфическая «хрущевская» версия «дисциплинарного государства» воспринимала «духоносные» и «пророческие» религии как своего рода квинтэссенцию политической нелояльности. В статье подробно рассматриваются пропагандистские и полицейские акции 1960-х гг., направленные против советских пятидесятников, в частности использование достаточно архаической формы «религиозной диффамации» — легенды о ритуальном убийстве. При этом специальное внимание уделяется тому, какое воздействие оказали «гонения» советского времени на религиозные практики, идеологию и культурную традицию пятидесятнических общин на территории бывшего СССР. Ключевые слова: пятидесятники в России, советские антирелигиозные кампании, легенда о ритуальном убийстве, дисциплинарное государство, милленаризм, миграция.
Арт Леэте. «Бог говорит на моем родном языке»: этническая стратегия Коми церкви В статье сделана попытка проанализировать стратегию Коми евангелической церкви в историческом контексте. В частности, исследуется подход Коми церкви к языку, который обнаруживается в процессе перевода Библии на язык коми. Для этой церкви характерен широкий культурный дискурс, который направлен на поддержание языка и народа коми в современных социополитических условиях. История Коми церкви начинается в 1950-е (или даже 1940-е) гг., главные культурные аргументы ее лидеров оставались в основном одними и теми же в течение всего периода существования церкви. В то же время с изменением политической обстановки эти идеи функционировали по-разному в разные десятилетия. Коми церковь является одной из самых заметных протестантских церквей в Республике Коми и вносит вклад в местную социальную и культурную жизнь. Ключевые слова: протестантизм, Коми церковь, Библия, коми язык, перевод.
Сергей Штырков. «Мы переступили черту ада»: евангелическое визионерство как инструмент социального контроля Харизматические христиане не любят публично говорить о посмертной участи грешников. Между тем, среди них ходят рассказы об этом. Обычная форма такого нарратива — это визионерский рассказ о посещении верующим того света. Основная функция подобных повествований заключается в том, чтобы дать ответы на полемические вопросы, актуальные для религиозной жизни евангелических христиан. Но реплика в этом диспуте приобретает вполне традиционную форму — рассказа о том, что ждет на том свете тех, кто нарушил то или иное установление. Ключевые слова: пятидесятники, эсхатология, видения.
Жанна Кормина. Гигиена сердца: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан В статье представлены результаты недавнего исследования в неопятидесятнической общине российских христиан-харизматов. В центре внимания исследования находится процесс религиозного обращения, осуществляемого прежде всего через освоение специфического религиозного языка. Особое внимание в статье уделяется практикам и риторике моральной гигиены в связи с особенностями сотериологического учения «заново рожденных». Ключевые слова: харизматическое христанство, неопятидесятники, антропология религии, религиозное обращение, религиозный язык. |
![]() |
О журнале |
Редколлегия |
Редакция |
Антропологический форум - новый номер |
Архив русских выпусков |
АФ-Online |
Forum for Anthropology and Culture - новый номер |
Архив английских выпусков |
Вопросы следующего Форума |
Авторам |
Издательская этика |
Купить / подписаться |
Контакты |
Друзья |
© 2010-2017. "Антропологический форум" All rights reserved |