АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2013. №19. Аннотации и ключевые слова

Форум: Провинциальная и туземная наука

Александр Бермус, Юлия Бучатская, Елена Гапова, Олеся Кирчик, Михаил Крылов, Александр Кузнецов, Екатерина Мельникова, Марина Могильнер, Владимир Напольских, Андрей Нехаев, Юрий Пустовойт, Адиль Родионов, Светлана Родыгина, Николай Розов, Евгения Романова, Владимир Рыжковский, Жаксылык Сабитов, Сергей Соколовский, Борис Степанов, Алексей Титков, Сергей Ушакин

Дискуссия в Институте археологии и этнографии НАН РА по поводу статьи М. Соколова и К. Титаева: Левон Абрамян, Смбат Акопян, Юлия Антонян, Лусинэ Гущян, Гамлет Мелкумян, Сатеник Мкртчян, Алина Погосян, Гаяне Шагоян

Форум» посвящен обсуждению тезиса Михаила Соколова и Кирилла Титаева о двух принципиальных типах адаптации периферийных академических сообществ к «международной дискуссии» в гуманитарных и социальных науках. Полная версия статьи М. Соколова и К. Титаева опубликована в разделе «Исследования». Другие участники «Форума» обсуждают их тезис.

Ключевые слова: академия, глобальное разделение интеллектуального труда, глобальная академическая система, теории академической коммуникации.

 

Исследования

Михаил Соколов, Кирилл ТитаевПровинциальная и туземная наука

В статье предлагается основанная на этнографии речи (в версии Гоффмана) модель адаптации научных сообществ, локализованных на периферии «академической системы», к международным дискуссиям. Перед ними встает выбор: или слушать преимущественно тех, кто занимает в этих дискуссиях центральное положение, даже без особой надежды быть услышанным ими; или уделять преимущественное внимание тем, от кого можно ожидать встречного внимания (часто — близких пространственно), даже если их положение в мировой дискуссии сугубо маргинально. Необходимость легитимировать одну из линий поведения создает целостный стиль академической жизни: или построенный вокруг имитации столичных моделей поведения и культивации своей близости к расположенной «там» настоящей науке; или тяготеющий к изоляции, вытесняющий сведения о существовании внешнего мира, подчеркивающий самобытность и изобретающий национальные традиции. Иллюстрации из исследований авторов показывают, как выглядит «провинциальная» и «туземная» науки в случае российской социологии.

Ключевые слова: академия, глобальное разделение интеллектуального труда, глобальная академическая система, теории академической коммуникации.

 

Ольга Бодрова«Диалог» этнографов: к проблеме интертекстуальности научного этнографического текста о саамах второй половины XIX — начала XX в.

В статье рассматриваются этнографические источники второй половины XIX — начала XX в. в аспекте их интертекстуальности. Выявляются интертекстуальные связи, возникающие между текстами в зависимости от стратегии автора. Анализируется «диалог» между исследователями, который образуется в пространстве этнографической литературы из ориентации на сохранение или подрыв научного капитала других агентов. Проводится взаимосвязь между маркерами научной интертекстуальности и определенным этапом развития отечественной этнографии.

Ключевые слова: этнографическая литература, интертекстуальность, исследователи саамской этнографии.

 

Дискуссия о происхождении языка

Бикертон Д. Язык Адама. Как люди создали язык. Как язык создал людей. М.: Языки славянских культур, 2012. 336 с. (Александр Барулин)

Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель: CORPUS, 2011. 464 с. (Александр Козинцев)

Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Астрель: CORPUS, 2011. 464 с. (Александр Барулин)

Светлана Бурлак. Происхождение языка: разные подходы

Происхождение языка: послесловие к дискуссии (Николай Вахтин)

Раздел содержит материалы, фокусирующиеся на проблеме происхождения языка. Он открывается коротким предисловием, за которым следуют три рецензии: Александра Барулина на книгу Дерека Бикертона «Язык Адама» (переведенную на русский язык в 2011 г.), Александра Барулина и Александра Козинцева на книгу Светланы Бурлак об эволюции языка. Далее следует ответная реплика Светланы Бурлак; завершает публикацию послесловие Николая Вахтина.

Ключевые слова: происхождение языка, глоттогенезис, развитие языка, коммуникативная система животных, развитие коммуникативных систем.