АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURERUS | ENG
|
![]() |
![]() |
Антропологический форум. 2015. №27
Анна Ивановна Разувалова Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Аннотация: В статье рассмотрена трактовка режиссером Николаем Бурляевым сюжета «смерти поэта» в фильме «Лермонтов» (1986) и «Дневнике кинорежиссера». Мотивы масонского заговора против русской классики, циркулировавшие в национально-консервативной среде, открывают аффективные основания конспирологических построений и позволяют взглянуть на позднесоветских националистов как на «эмоциональное сообщество» (Б. Розенвейн). Бурляев воспринял критику своего фильма о «подлинных» причинах смерти Лермонтова как очередное доказательство деятельности тайных масонских структур и попытался описать собственную позицию в терминах открытого сопротивления скрытому врагу. Попытка публичного разоблачения Бурляевым механизмов заговора позволяет понять, как в ситуации общественно-политических перемен травматичные эмоции ущемленности и ресентимента работали в качестве «инструмента социабельности», создавая патриотическому сообществу нонконформистскую репутацию и превращаясь в важный источник политического действия. Ключевые слова: теория заговора, масонский заговор, эмоциональное сообщество, депривация, позднесоветские национал-консерваторы. Для ссылок: Разувалова А. Конспирологический сюжет в фильме «Лермонтов» и «Дневнике кинорежиссера» Н. Бурляева: к вопросу об «этнографии эмоций» национально-консервативного сообщества // Антропологический форум. 2015. № 27. С. 95–121. URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/027/razuvalova.pdf |
![]() |
О журнале |
Редколлегия |
Редакция |
Антропологический форум - новый номер |
Архив русских выпусков |
АФ-Online |
Forum for Anthropology and Culture - новый номер |
Архив английских выпусков |
Вопросы следующего Форума |
Авторам |
Издательская этика |
Купить / подписаться |
Контакты |
Друзья |
© 2010-2017. "Антропологический форум" All rights reserved |