АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURERUS | ENG
|
![]() |
![]() |
Антропологический форум. 2019. №41
Данила Сергеевич Рыговский Аннотация: Статья посвящена проблеме конструирования сообщества старообрядцев часовенного согласия, проживающих в Туве и на юге Красноярского края (бассейн реки Енисей), вокруг ряда религиозных практик. Автор рассматривает последние через метафору «сборки»: старообрядческие группы производятся практикой, что обусловлено особым отношением старообрядцев к православной христианской обрядности. Этот подход позволяет продемонстрировать, какие сложности может испытывать религиозная практика при мельчайших трансформациях контекста своего бытования. В частности, в статье рассматриваются такие важнейшие для енисейских часовенных вопросы, как получение пенсии и освящение купленных в магазине продуктов «малой водой». На юге Красноярского края, где старообрядцы живут в непосредственной близости от городов, существующие инфраструктура и экономика не позволяют им в полной мере вести автономное хозяйство, как это происходит в Туве. Поэтому первые достаточно лояльно относятся к «пенсионерам» и активно используют (после освящения) еду из магазина. Вторые — ровно наоборот. Различия в практиках, хоть и возникли по причинам, не зависящим от воли самих старообрядцев, приводят к постоянным спорам и взаимному неприятию двух территориальных групп, как если бы они могли выбирать, по какому пути будет развиваться регион их проживания. Приводимые в работе примеры показывают, что экономические условия жизни существенно влияют на процесс «сборки» религиозных практик, от чего, в свою очередь, зависит, какие вокруг этих практик выстраиваются социальные группы. Ключевые слова: староверы, часовенное согласие, религиозные практики, трансфер ритуала, технология сборки сообщества. Благодарности: Статья подготовлена при поддержке грантов РФФИ № 17-39-50029 «Картографирование религиозных практик старообрядцев Тувы и сопредельных территорий» и № 18-09-00723 «“Енисейский меридиан” старообрядчества: сохранение и развитие традиции в условиях таежных скитов и деревень». Для ссылок: Рыговский Д. Влияние религиозных практик на социальную структуру енисейских староверов // Антропологический форум. 2019. № 41. С. 11–35. doi: 10.31250/1815-8870-2019-15-41-11-35 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/041/rygovskiy.pdf |
![]() |
О журнале |
Редколлегия |
Редакция |
Антропологический форум - новый номер |
Архив русских выпусков |
АФ-Online |
Forum for Anthropology and Culture - новый номер |
Архив английских выпусков |
Вопросы следующего Форума |
Авторам |
Издательская этика |
Купить / подписаться |
Контакты |
Друзья |
© 2010-2017. "Антропологический форум" All rights reserved |