АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2021. №49

 

«КАКАЯ РЕЧЬ МОЖЕТ ИДТИ ОБ АКЦЕНТЕ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О СОХРАНЕНИИ ЯЗЫКА?»: ОТНОШЕНИЕ К НЕПОЛНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Влада Вячеславовна Баранова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
16 ул. Союза Печатников, Санкт-Петербург, Россия
Институт лингвистических исследований РАН
9 Тучков пер., Санкт-Петербург, Россия
vbaranova()hse.ru

Аннотация: Статья посвящена дискуссиям о неполной компетенции и представлениям об источниках знания калмыцкого языка в среде калмыцких языковых активистов и в сообществе в целом. Недавние инициативы по возрождению языка привели к появлению новых говорящих на миноритарных языках РФ, и особенности их языка часто становятся предметом обсуждения в сообществе. «Традиционные» носители миноритарного как родного могут создавать барьеры для новых говорящих и оценивать их речь как неаутентичную или неправильную. В статье рассматриваются источники знания калмыцкого языка: различные проекты по обучению и изучению миноритарного языка, попытки популяризации идиома и этнической культуры, а также онлайн-группы матерей, сознательно практикующих общение на миноритарном языке со своими детьми. Эти новые формы усвоения языка анализируются в контексте других признаваемых в сообществе форм знания калмыцкого. В задачи статьи входит изучение отношения к языку новых говорящих и представлений о том, каким образом можно выучить калмыцкий. С этой точки зрения среди калмыков существуют двойственные представления: с одной стороны, негативно оценивается акцент новых говорящих и младшего поколения в семье, с другой — разнообразные инициативы активистов вызывают исключительно положительные отклики, в частности позитивно оценивается смешение кодов как часть комического эффекта. В сообществе нет строгого барьера между семейным и несемейным изучением языка, допустимым способом признается изучение языка в школе.

Ключевые слова: ревитализация, языковой сдвиг, онлайн-активизм, новые говорящие, акцент, калмыцкий язык.

Благодарности: Публикация подготовлена в ходе проведения исследования 20-01-073 «Многоязычие и миноритарные языки РФ в контексте языковой политики на микроуровне: языковой активизм онлайн и офлайн» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ)» в 2020–2021 гг.

Для ссылок: Баранова В. «Какая речь может идти об акценте, если речь идет о сохранении языка?»: отношение к неполной языковой компетенции // Антропологический форум. 2021. № 49. С. 11–29.

doi: 10.31250/1815-8870-2021-17-49-11-29

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/049/baranova.pdf