АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2022. №55

 

ПОВАРЕШКА МАРФЫ: АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Жанна Владимировна Кормина

Практическая школа высших исследований, Лаборатория «Общества, религии, секуляризм»
14 пл. Юманите, Обервилье, Франция
kormina()eu.spb.ru

Екатерина Александровна Хонинева

Европейский университет в Санкт-Петербурге
6/1A Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия
Институт лингвистических исследований РАН
9 Тучков пер., Санкт-Петербург, Россия
ekhonineva()eu.spb.ru

Сергей Анатольевич Штырков

Европейский университет в Санкт-Петербурге
6/1A Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия
Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН
3 Университетская наб., Санкт-Петербург, Россия
shtyr()eu.spb.ru

Аннотация: Интерес к работе инфраструктур, обеспечивающих жизнь человеческих сообществ, во многом определяется попытками отстраниться от антропоцентрической эпистемы, которые настойчиво предпринимаются в социальных науках последних трех десятилетий. Это направление исследований хорошо соотносится с задачами классической социальной антропологии, поскольку делает очевидное незнакомым и предлагает еще одну перспективу для того, чтобы по-новому взглянуть на невидимую работу политического. Однако в области социальных исследований религии интерес к инфраструктуре пока не привел к формированию устойчивых и узнаваемых аргументационных тактик и дискурсивных форм. Что же может дать инфраструктурный подход применительно к анализу социальной жизни религиозных групп? Среди векторов, намечающихся в этом исследовательском поле, мы указываем, во-первых, на работу социального воображения верующих с темами новых (густых) и традиционных (бедных) инфраструктурных систем и, во-вторых, на сюжет сбоев в функционировании сетей обеспечения ресурсами, порождающих опыт взаимодействия верующих с агентами нечеловеческой природы благодаря особым семиотическим идеологиям. Предлагаемый инфраструктурный подход к изучению религиозной жизни не претендует на принципиально новую методологию или теорию. Скорее этот взгляд на знакомые для антропологии религии предметы — паломничество, благотворительность, работу с прошлым — позволяет обнаружить до того не слишком заметные причинно-следственные связи и экзегетические логики, формирующие повседневность религиозного человека. Кроме того, он напоминает нам о том, что в этнографической реальности религиозная и нерелигиозная сферы социального праксиса зачастую не отделены друг от друга.

Ключевые слова: методы социальных наук, антропология религии, инфраструктура, материальная религия, паломничество, православие.

Для ссылок: Кормина Ж., Хонинева Е., Штырков С. Поварешка Марфы: антропология религиозной инфраструктуры // Антропологический форум. 2022. № 55. С. 9–27.

doi: 10.31250/1815-8870-2022-18-55-9-27

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/055/kormina_khonineva_shtyrkov.pdf