АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2023. №57

 

САМООБРАЗОВАНИЕ VS ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ: СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЯХ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ 1867 Г.

Юлия Александровна Сафронова

Европейский университет в Санкт-Петербурге
6/1A Гагаринская ул., Санкт-Петербург, Россия
jsafronova()eu.spb.ru

Аннотация: Статья посвящена практикам чтения в пореформенной духовной школе. Рассматривая случай конфликта вокруг чтения светских книг воспитанниками Архангельской духовной семинарии, автор ставит под вопрос закрепившийся в историографии тезис о радикальном разрыве между школьными практиками и чтением передовой молодежи, вовлеченной в политический протест 1870-х гг. В статье анализируется инфраструктура внеклассного чтения, контроль над которым Устав православных духовных семинарий 1867 г. возложил на преподавателей. Данные о составе ученических и фундаментальных библиотек, содержание правил, регламентировавших чтение, и составление отчетов о прочитанном, а также выдержки из ученических сочинений позволяют сделать вывод, что в первой половине 1870‑х гг. передовая литература не была под запретом в духовных учебных заведениях. Напротив, знакомство с нею, если оно происходило под контролем учителей, виделось представителям Учебного комитета Синода частью подготовки будущего пастыря, способного вести полемику о материализме и позитивизме, защищая догматы православной церкви. В качестве иллюстрации этого тезиса рассматривается амбивалентный статус книги Д.В. Дрейпера «История умственного развития Европы», которая могла служить и учебным пособием по курсу основ философских учений, и текстом, не соответствующим задачам духовного образования, источником антирелигиозных идей. В заключении делается вывод о совпадении контуров программы саморазвития поколения 1870-х и педагогических экспериментов этого времени, одинаково требовавших от читателя знакомства с серьезной литературой, составления письменных отчетов и самостоятельности суждений о прочитанном.

Ключевые слова: история чтения, поколение 1870-х, реформа духовно-учебных заведений 1867 г., духовная семинария.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00520 <https://rscf.ru/project/23-18-00520/>.

Для ссылок: Сафронова Ю. Самообразование vs внеклассное чтение: светская литература в православных духовных семинариях после реформы 1867 г. // Антропологический форум. 2023. № 57. С. 61–85.

doi: 10.31250/1815-8870-2023-19-57-61-85

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/057/safronova.pdf