АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURERUS | ENG
|
![]() |
![]() |
Антропологический форум. 2024. №63
Татьяна Юрьевна Ларкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Аннотация: Педагогические и административные работники школы занимаются обучением и воспитанием детей в среде, наполненной различными институционализированными правилами. Эти правила действуют в качестве рационализированных мифов, поэтому, создавая впечатление их работоспособности, учителя и школьные администраторы сохраняют легитимный образ собственной школы и образ себя как добросовестных и компетентных специалистов. Они расцепляют свою фактическую деятельность с институционализированными правилами и задействуют логику уверенности. Но когда образовательная неуспешность школьников становится неминуемым инцидентом, сотрудники общеобразовательной организации не могут обратиться к избеганию, осторожности или игнорированию как приемам сохранения лица, как то представляется в классическом труде по социологии организаций. На основе материалов включенного наблюдения на заседаниях педагогического совета одной российской школы автор описывает репертуар приемов сохранения лица, которые используют учителя и школьные администраторы для коррекции символических последствий инцидента в виде низких образовательных результатов их учеников. В статье также показывается, как такая церемониальная активность педагогических и административных работников школы встраивается в область их профессиональных операций и решений. В ходе анализа эмпирических данных автор устанавливает двойственность церемониальной роли школьных администраторов, которые оказываются одновременно и бросающими вызов, и виновниками инцидента, и потому им требуется совершать дополнительную работу лица, чтобы совладать с ритуальным напряжением, вытекающим из их структурной позиции. Ключевые слова: работа лица, ритуалы взаимодействия, менеджериализм, учительство, общеобразовательные организации, бюрократы низового уровня. Благодарности: Выражаю благодарность за содержательное обсуждение представленных в статье результатов исследования коллегам из рабочей группы «Социальные процессы в институтах образования и здравоохранения: методы изучения и теоретические интерпретации новых трендов», финансируемой за счет средств ФСН НИУ ВШЭ, и участникам III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности» (13–15 ноября 2023 г.). Для ссылок: Ларкина Т. Работа лица российских педагогов в ситуации низких образовательных результатов их учеников // Антропологический форум. 2024. № 63. С. 67–92. doi: 10.31250/1815-8870-2024-20-63-67-92 URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/063/larkina.pdf |
![]() |
О журнале |
Редколлегия |
Редакция |
Антропологический форум - новый номер |
Архив русских выпусков |
АФ-Online |
Forum for Anthropology and Culture - новый номер |
Архив английских выпусков |
Вопросы следующего Форума |
Авторам |
Издательская этика |
Купить / подписаться |
Контакты |
Друзья |
© 2010-2017. "Антропологический форум" All rights reserved |