АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Антропологический форум. 2024. №63

 

РАБОТА ЛИЦА РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ В СИТУАЦИИ НИЗКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ УЧЕНИКОВ

Татьяна Юрьевна Ларкина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
11 Мясницкая ул., Москва, Россия
tlarkina()hse.ru

Аннотация: Педагогические и административные работники школы занимаются обучением и воспитанием детей в среде, наполненной различными институционализированными правилами. Эти правила действуют в качестве рационализированных мифов, поэтому, создавая впечатление их работоспособности, учителя и школьные администраторы сохраняют легитимный образ собственной школы и образ себя как добросовестных и компетентных специалистов. Они расцепляют свою фактическую деятельность с институционализированными правилами и задействуют логику уверенности. Но когда образовательная неуспешность школьников становится неминуемым инцидентом, сотрудники общеобразовательной организации не могут обратиться к избеганию, осторожности или игнорированию как приемам сохранения лица, как то представляется в классическом труде по социологии организаций. На основе материалов включенного наблюдения на заседаниях педагогического совета одной российской школы автор описывает репертуар приемов сохранения лица, которые используют учителя и школьные администраторы для коррекции символических последствий инцидента в виде низких образовательных результатов их учеников. В статье также показывается, как такая церемониальная активность педагогических и административных работников школы встраивается в область их профессиональных операций и решений. В ходе анализа эмпирических данных автор устанавливает двойственность церемониальной роли школьных администраторов, которые оказываются одновременно и бросающими вызов, и виновниками инцидента, и потому им требуется совершать дополнительную работу лица, чтобы совладать с ритуальным напряжением, вытекающим из их структурной позиции.

Ключевые слова: работа лица, ритуалы взаимодействия, менеджериализм, учительство, общеобразовательные организации, бюрократы низового уровня.

Благодарности: Выражаю благодарность за содержательное обсуждение представленных в статье результатов исследования коллегам из рабочей группы «Социальные процессы в институтах образования и здравоохранения: методы изучения и теоретические интерпретации новых трендов», финансируемой за счет средств ФСН НИУ ВШЭ, и участникам III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности» (13–15 ноября 2023 г.).

Для ссылок: Ларкина Т. Работа лица российских педагогов в ситуации низких образовательных результатов их учеников // Антропологический форум. 2024. № 63. С. 67–92.

doi: 10.31250/1815-8870-2024-20-63-67-92

URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/063/larkina.pdf