АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

FORUM FOR ANTHROPOLOGY AND CULTURE
RUS | ENG

Елена Ермакова

Почитание Криванковского колодца в Юргинском районе Тюменской области [1] 

Введение
Хронология
Явление колодца
Топография
Путь/маршрут к колодцу
Место
Источник
Паломничество
Вода
Растения и земля
Иконы
Обеты
Дети и колодец
Библиография

В статье речь пойдет об одной «деревенской святыне» [2] – Криванковском колодце, почитание которого в Юргинском районе Тюменской области приходится на Девятую Пятницу. На основании имеющихся данных – полевых материалов, письменных записей очевидцев [3], архивных и литературных источников – мы обратимся к Криванковскому колодцу как особому, сакральному месту, представим его историю, обрисуем место нахождения и сам источник, опишем паломничество к нему, остановимся на целебных свойствах воды, растений, иконах, обетах, обратим внимание на сюжет «дети и колодец», т.е. элементы религиозности (религиозного сознания в его локальном варианте). Все эти моменты будут рассмотрены в синхронии и диахронии, с учетом тех изменений, которые произошли в сознании людей и отразились на отношении к этому почитаемому месту. Статья не состоялась бы без помощи многих замечательных людей. Благодарю жителей Юргинского района, любезно ответивших на вопросы о Криванковском колодце, а также персонально Ольгу Анатольевну Чередову [4], Нину Александровну Повод и Геннадия Крамора.

 

Илл. 1. Схема расположения Криванковского колодца (красными кружками обозначены населенные пункты, сейчас не существующие)

Из различных источников нами выявлены следующие версии названия колодца: Криванково, в Криванковой, Криванковский колодец, Кривянка, Кривянково, Криванский колодец Святой воды (письменная версия), Криванковские места [Усольцева 2005; 2006; 2007], Криванковские святые места (А. Черняев, газета «Тюменский комсомолец» за 1959 г.), Святой источник (письменная версия). Как видим, почти все названия включают вариант топонима или сам топоним Криванково – название деревни рядом с колодцем.

Паломничество на Криванковский колодец совершается в Девятую Пятницу (от Пасхи, переходящий праздник; в 2007, 2008 и 2009 гг., когда проводилась полевая работа – пролонгированное наблюдение, Девятая Пятница пришлась на 8, 27 и 19 июня соответственно). Традиция отмечать этот праздник закреплена не только в церковном календаре, но и в народном сознании. Так, «особенным уважением в древние времена пользовалась пятница, с которой доселе соединяются в народе разные торжища, поверья и обряды» [Почитание среды и пятницы... 1859: 187].

Пятницы, как особенные дни, разделялись на обетные, когда «по случаю каких-либо несчастий, напр. неурожая хлеба, падежа скота, тяжких болезней предки наши давали обет не только держать строгий пост по некоторым пятницам, но и не работать, а проводить их как дни праздничные», и временные, известные как 12 пятниц, которые «считались не в определенных числах месяцев, а случались в разные числа» [Там же: 187–188]. Названия, а также характер этих пятниц отражены в народном апокрифическом сказании о 12-ти пятницах, которое активно бытовало еще в XIX в.; сейчас же ни один из информаторов в тех местах, где известен Криванковский колодец, его не знает; как не знает и того, почему на колодец ходят именно в этот день и чему он посвящен [5]. Ср.: Соб. А в какое-то особое время ходили? – Инф. Дак Девята Пятница. – Соб. А что это за день? – Инф. Вот и считался, что только на Криванково ходят, Девятая Пятница, великий праздник [Инф. 38, женщина 1958 г.р.]. Таким образом, семантика этого дня полностью определяется паломничеством к Криванковскому колодцу и его смысловым и ритуальным наполнением.

Если говорить о почитании Девятой Пятницы в Ялуторовском округе (куда входила и Юргинская волость), то в ретроспективе важным источником является отчет, опубликованный в «Журнале Министерства внутренних дел» в 1846 г. В пространной аналитической записке приведены различные сведения о естественных условиях, населении, правительственном устройстве, землеустройстве, хозяйстве, промышленности и торговле в округе, о повинностях, физических свойствах жителей, наконец, об их нравственности. В этом разделе, в частности, сообщается, что «сверх того, кроме общих, установленных Православной Церковью, празднеств, каждогодно, в Девятую Пятницу после Пасхи, подымают в селе Осиповском [Суерская слобода, сейчас с. Суерка Упоровского р-на Тюменской области [6]. – Е.Е.] икону Смоленской Божией Матери, и во время торжественного несения ее в город Ялуторовск всякий почти семьянин выходит из дома со всем семейством на встречу Пречистому образу, прикладывается к нему, дает на свечу или служит молебен; по истечении двух недель икона обратно относится на место, но не прежним путем, а через те селения, которых жители пожелают служить молебны» [Ялуторовский округ... 1846: 513–514].

Крестный ход с иконой Смоленской Божьей Матери (известной также как Суерская – по названию Суерской слободы) проходил с 1771 г., когда «икону по многочисленным просьбам верующих стали носить в Ялуторовск, а с 1772 г. Крестный ход начинался в девятую пятницу после Пасхи» [Черкасова 2007]. Традиция этого крестного хода существует и поныне. Близость районов – Упоровского и Юргинского [7], несомненно, наложила отпечаток на знание юргинцами традиций крестного хода на Девятую Пятницу, а также связанных с ним обрядов. Так, по наблюдению одного из наших информаторов, «традиция крестного хода на Девятую Пятницу присуща всему югу области. В Упоровском районе есть такая традиция, еще в соседних районах. Эта традиция сформировалась в дореволюционное время» [Инф. 26, мужчина]. По словам О.А. Чередовой, жительница села Лесное (1925 г.р.) говорила ей, что в Девятую Пятницу носят икону Смоленской Божьей Матери. На Криванковский колодец советуют своим прихожанам съездить священнослужители из соседних районов. Так, один наш собеседник приехал из с. Омутинского по совету местного батюшки: болит нога, и здесь он надеется на выздоровление – «может, поможет» [Инф. 7, мужчина 1947 г.р.] [8]. 

[следующая страница][в конец]


[1] Полевой грант Президиума РАН «Социокультурная адаптация этноареальных групп коми в Западной Сибири (XIX – нач. XXI в.)», 2007 г. (рук. – Н.А. Повод, ИПОС СО РАН). [к тексту]

[2] «"Деревенские святыни" – почитаемые камни, родники, деревья, каменные кресты и т.д. – можно <...> рассматривать как особый тип религиозных древностей, особую категорию в предметном пространстве деревенского мира» [Панченко 1998: 37].[к тексту]

[3] Все полевые материалы и письменные записи хранятся в архиве автора. В дальнейшем в статье даются указания на порядковый номер информатора или личного архива. В списке полевых источников указываются пол информатора, год его рождения (г.р.), место рождения (м.р.) и место жительства (м.ж.), год записи. [к тексту]

 [4] Богатый материал о традиции паломничества к Криванковскому колодцу собран местным краеведом Ольгой Анатольевной Чередовой (в списке информаторов – Инф. 44). В статье мы именуем ее полностью, отмечая тем самым значительный вклад Ольги Анатольевны в изучение святого места. Кроме того, без ее помощи и энтузиазма не была бы столь полной и наша статья. [к тексту]

[5] См., например, о полесской традиции бытования «Сказания о 12 пятницах» в работе С.М. Толстой [2005: 543–562]. «Сказание о 12-ти пятницах» представлено в статье А. Веселовского, опубликованной еще в 1876 г. в Журнале Министерства народного просвещения [Веселовский 1876: 326–367]. «Замечания по поводу русского народного сказания о двенадцати пятницах» см. в работе И.Ю. Некрасова [1870: 1–26]. [к тексту]

[6] Написание топонимов сверялось по следующим источникам: [Карта автомобильных дорог... 2004; Тюменская область... 2005]. [к тексту]

[7] Юргинский район с центром в с. Юргинское входит в Ялуторовское благочиние. «Ялуторовское благочиние было учреждено 1 января 2009 года Указом Управляющего епархией Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Благочиние включает в себя 6 административных районов: Ялуторовский, Заводоуковский, Исетский, Омутинский, Упоровский, Юргинский. Также на территории благочиния находятся 2 города: Ялуторовск и Заводоуковск». В Юргинском районе действует храм во Имя Святой Троицы. Всего на территории благочиния действует 17 храмов и храмов-часовен [Ялуторовское благочиние]. [к тексту]

[8] Традиция почитания Девятой Пятницы характерна и для соседней с Тюменской Омской области. По нашим полевым данным, на Девятую Пятницу паломники ходили в церковь обязательно пешком и босиком. Кроме того, в этот день совершали обряд вызывания дождя (ходили с иконами, пели молитвы, набирали воду, на окраине села выливали ее) [Полевой дневник автора. Омская область]. [к тексту]